Рецензия на книгу Беатриче и Вергилий от AprilDay
Янн Мартел вовлек меня в эту книгу очень осторожно и незаметно. Начало меня заинтересовало: у автора одной мегапопулярной книги творческий кризис. Он идет работать официантом, творческую энергию перенаправляет в театральное русло, а если и пишет, то разве только письма-ответы поклонникам. Однажды он получает странное послание, и решает передать ответ лично.
Так случился для меня первый сюрприз, и вместе с Генри я попала в лавку чудаковатого таксидермиста. Вообще, от этой профессии на меня всегда веяло каким-то ужасом. Не понимаю, как можно любить чучела, а то и выставлять их у себя дома "для красоты". А Генри в восторге от этого экзотического, но как по мне, так мрачного и мерзкого места. Он восхищенно и выразительно, в духе Эмиля Золя, описывает мастерскую, чучела, диорамы, самого мастера.
Мастер с самого начала был мне ужасно неприятен. В нем сразу чувствовалось что-то темное, гадкое, непростое. Именно он выводит на сцену … говорящих животных. Затем все больше абсурда, сюрреализма, и в итоге темой книги абсолютно для меня неожиданно оказывается холокост.
В финале – игры Густава. Это просто жуткая жуть.
В книге множество символов: символические герои, поступки, действия, повороты сюжета. Даже домашние любимцы, кошка и спаниель, оказались символами. Это книга-игра автора с читателем, это книга-загадка и книга-ловушка. И еще это книга, в которой одновременно есть и вопросы и ответы. Например, дочитав, я сказала себе, что не готова была читать о холокосте. И сама себе возразила: а люди, которые стали его жертвами – думаешь, они были готовы к нему?
Что меня удивило, показалось чужеродным – некая рассудочность, холодность, интеллектуальность книги. Перечитав волей-неволей уйму книг о войне, о холокосте, я продолжаю время от времени с ними знакомиться, и каждый раз мне нужно морально подготовиться, так как это для меня очень тяжелое чтение (как и для многих других читателей), обычно вызывающее большой эмоциональный отклик. И еще, как правило, такие темы слишком болезненные, чтобы на их фоне устраивать игру ума, как это сделал Янн Мартел. Конечно, я не скажу, что он влез в ноющую рану грубыми пальцами, но все же форма романа, подача проблемы показались мне немного излишними.
В целом, книга стала для меня настоящим открытием, она не просто заставляет думать, она вынуждает думать об очень неприятных вещах, о которых нельзя забывать, а так хочется.
#О1_5курс
#Антропонимика-3 (пары)
\Облизнулась\
Утащу себе. Слишком хорошая рецензия)
@raccoon, надеюсь, не перехвалила ) в крайнем случае, она небольшая.
а символами чего были кошка и собака?
@loki,на всякий случай-СПОЙЛЕР. мне кажется, что во-первых, собака заболела чумой - это иносказание фашизма (заодно отсылка к Камю). То, что в таком состоянии собака набросилась на хорошо знакомую кошку, с которой долго жила в одном доме - показывает , как люди начинали косо друг на друга смотреть и выяснять, какая у кого национальность, какие корни. То, что беременная жена не смогла вмешаться - показывает, как люди опасались за свое личное благополучие и старались не вмешиваться, если "что-то такое" происходило...
@AprilDay, о, интересные символы
@loki, я вообще любитель за уши что-нибудь серьезное притянуть ) Но в этой книге, мне кажется, ничего случайного нет.
@AprilDay, я не ветеринар, но по-моему симптомы чумки - вялость, апатия, сонливость. А агрессия - это бешенство. Что, собственно, не убирает классной аналогии и символизма (который я всегда готов поддержать)) ), просто снимает ответственность с Камю.
@neveroff, ой, у меня оговорочка по Фрейду получилась ) В романе чумка упоминается, но диагноз у собаки - да, бешенство. Вот у вас внимательность!