Рецензия на книгу На последней парте от julia9999
Знакомство с автором Марией Халаши началось именно с этой замечательной книги «На последней парте». Наткнулась на нее совершенно случайно в подборке «Книги об аутсайдерах» (спасибо Вам, @loki ) и почему-то сразу захотела прочитать. И не зря, ведь книга оказалась очень интересной и поучительной.
Главной героиней книги становится Кати Лакатош – девочка, обычная девочка, уверяет нас автор. Абсолютно такая же как и все мы. Но в эпоху различных предубеждений, в наше время, люди замечают, что она «не такая как все». Кати – девочка-цыганка, с загорелой кожей, черными длинными волосами, бездонными темными глазами. И одевается она по-другому, длинная порванная юбка в цветочек, неопрятная блузка, босые ножки. Кати как чистому созданию невдомек, что люди смотрят на ее внешность и знать не хотят о ее внутреннем мире. Десятилетней Кати тяжело «перестроится» на новую жизнь в Будапеште, ведь до этого она жила в провинции. Ей придется столкнуться с непонимание и неодобрением людей вокруг, унижением со стороны одноклассников, неуважением со стороны взрослых. Ей придется научиться каждый день ходить в школу, выполнять домашнее задание, наладить отношение с одноклассниками и учительницей, одеваться опрятно и следить за своими вещами. И ей придется научить всех вокруг относится к себе с должным уважением.
Задумка автора достаточно интересна, и нам мой взгляд, Мария Халаши раскрыла тему расовой дискриминации и основную мысль: «Все люди равны». Мастерски она подобрала и описала героев. Так как дело происходило в Будапеште, то и имена по началу мне казались ну очень трудными для выговаривания, а к концу книги Шашади, Тизедеш, Эмё Табори и Агги Феттер стали уже «родными» именами.
Книга «На последней парте» чем-то мне напомнила потрясающее творение Валентина Распутина Уроки французского . Ведь там тоже был мальчик из бедной семьи, которого не понимали. Там была добрая учительница, Лидия Михайловна, которая помогала мальчику преодолеть жизненные трудности. В произведении «На последней парте» аналогичная ситуация. Только тут девочка Кати и учительница тетя Дёрди. Скажу честно, она мне не очень понравилась в начале книги, но после ее рассказа о своем детстве и преподания важного жизненного урока целому классу ребят, я начала восхищаться этой женщиной. Она именно Учитель, которого волнует не только свой предмет, но и нравственное воспитание учеников (так же как и Лидия Михайловна).
Книга будет интересна как взрослым, так и детям. Автор объясняет, что в большинстве случаев не воспитаны больше взрослые, чем дети. Малыши просто повторяют за родителями. Среди массы детей не было бы слова «расизм», если бы его не повторяли взрослые. Например, когда решали, с кем посадить новенькую Кати, одна девочка сказала: «А что моя мама скажет? (насчет того, что с ней будет сидеть девочка-цыганка)». Поэтому то Кати и оказалась на последней парте одна.
Эти слова тети Дёрди меня вдохновляют и я хочу, чтобы как можно больше людей прочитало их:
«- А что это такое - цыганка? - строго спросила тетя Дёрди.
Феттер смешалась и поскорей села на место.
- Встань, Аги, я ведь тебя спрашиваю.
- Ну... у них кожа темная...
- Марика, какая у тебя кожа летом? - спросила тетя Дёрди.
- Тоже темная, - ответила Марика.
- Еще у них волосы черные, - пробормотала Феттер.
- Разве у Кати черные волосы? - спросила тетя Дёрди, обращаясь ко всему классу.
- Нет, просто темные, каштановые, - хором загудел класс.
- А у Илдико Ружи какие?
- Черные, - снова отозвался хор голосов.
- Она грязная, - неуверенно проговорила Феттер. Ей почему-то хотелось плакать.
- А ну-ка, выйди сюда, Ференц Деак, - приказала тетя Дёрди Коняшке, так как именно ему принадлежало это столь известное в венгерской истории имя.
- Покажи руки... Ох, какие чумазые! Ну-ка, покажи теперь классу. Грязные?
- Грязные! - закричали все.
- А ты, Аги Феттер, садись, - сказала тетя Дёрди таким голосом, что Аги сама удивилась, как это она тут же не провалилась сквозь землю.
- Сейчас я вам расскажу, что такое цыгане, - заговорила совсем по-другому тетя Дёрди. - Они такие же люди, как мы все, так же живут, думают, чувствуют, работают. Такие же люди, как венгры, французы, русские, негры, кубинцы. Разве что кожа у них чуть темнее нашей, но все мы одинаково смеемся, когда приходит радость, и плачем одинаково, если случится беда. А цыгане... Когда-то, очень давно, они жили в Индии и так страшно бедствовали, что дети их все умирали от голода, не успевая вырасти. И вот однажды они решили сняться с насиженных мест и поискать страну, где жизнь не так сурова и безжалостна. Отправились они в путь, шли через горы и через долы. Шли все - старики, дети, женщины, мужчины. Проходили годы, десятилетия, а потом и столетия миновали, но нигде не находили они такую страну, где могли бы жить мирно и спокойно и не умирать с голоду. Куда бы они ни приходили, везде были богатые и бедные. Богатые боялись, как бы им не пришлось поступиться своими богатствами ради пришельцев, а бедняки тоже боялись - ведь у них у самих оставались жалкие крохи, все остальное отбирали богачи. Так проходили столетия, и стали цыгане бездомными кочевниками. Но потом настало освобождение, и тогда в нашей стране сказали, что все люди равны и что цыганам не нужно больше продолжать кочевье, что наша страна и для них станет родиной навсегда. И никто никогда их больше не обидит, если они станут честно жить и трудиться. Страна приняла их к себе, а вы... Но это не только ваша вина, дети, но и взрослых тоже, вот почему мне пришлось так долго рассказывать вам, чтобы вы наконец все поняли. Вы не знаете, да и не можете знать, как это мучительно, когда тебя презирают, не считают таким же, как все.»
#Бойцовский_клуб (Книга без рецензии)
Видела, что вы читали эту книгу. Очень привлекло название, а теперь и рецензия.
@anastasia_roja , рада что вам понравилось, буду ждать вашей ответной рецензии на нее))
Очень хорошая цитата! Вот бы ее и цыганам почитать, особенно тот момент, где "если они станут честно жить и трудиться"...
@neveroff , да, согласна с вами)