Рецензия на книгу Девушка, которая взрывала воздушные замки от Infinita
В своей рецензии ко второй книге я ставил в минус ее автору то, что он затронул тему взаимоотношения отдельно взятой личности и государства, но толком ее не раскрыл. Но как выяснилось, это Ларссон сделал в третьей книге - раскрыл и расширил. При этом, он на страницах последнего романа трилогии плотно задавался вопросом границ взаимоотношений гражданина и государства. Что в той или иной ситуации должно делать государство, а что с другой стороны входит в обязанности гражданина. Во многом он сам ответил на эти вопросы. Суд (как процесс) в диалогах прокурора, адвоката и свидетелей показывал рамки необходимой минимальной деятельности государства, а последние страницы произведения наглядно демонстрировали то, каким образом должен "отвечать" каждый нормальный, полноценный гражданин. Тут сначала хотелось написать "гражданин Швеции", но по-большому счету название государство вторично.
Помимо вышеописанной проблемы, автор вскользь коснулся еще ряда социальных вопросов. На мой взгляд он их скорее обозначил, но, впрочем, плотнее возможно и не надо было - не все же надо разжевывать. В качестве примера могу привести тему "женщины и руководящие, важные посты".
Также к плюсам можно отнести, что и третья книга читается легко, пролетела она молниеносно. Скучно было только немного в начале, когда описывалась структура безопасности шведского государства.
В целом по всей трилогии могу отметить еще один небольшой плюс - я значительно расширил свои представления о людях, укладе общества в Швеции. Особенно меня порадовала уже в 2003-м году существовавшая возможность расплатиться кредиткой за проезд непосредственно в поезде. Да и в целом, картина жизни в этой скандинавской стране получилась довольно симпатичная. Хотя, вот журналистика показалась слишком идеализированной. Но у этого факта очевидно откуда растут ноги, ведь Ларссон был журналистом.
Вместе с тем окончательно (формироваться он начал во второй части) вырисовался один минус - главные персонажи стали совсем какие-то плоские. По первой части они вызвали категорическую симпатию, во второй многие их поступки вызывали удивление, множество вопросов, в третьей же - они совсем стали неинтересными, не фактурными. Это очень, должен сказать, расстроило. Сюжет сюжетом, социальные проблемы социальными проблемами, но с картонными персонажами читать все это не столь приятно. Очень похоже, что Ларссон пытался показать перевоспитание Лисбет Саландер, трансформацию ее характера во что-то более среднее, этакого среднестатистического гражданина (при том, что в первой части у него блестяще получилось показать ее асоциальность и взаимную отчужденность с обществом), но на мой взгляд это у него совсем не вышло, получилось ни то, ни сё. Как говорится, "Не верю!".
Ощущается намек на продолжение, которого, ..., не будет. Многоточие можно заменить и на "увы" и на "к счастью". После первой книги я однозначно выбрал бы первый вариант, после третьей книги - безусловно второй.