Рецензия на книгу Одри Хепберн. Жизнь, рассказанная ею самой. Признания в любви от cupy
#Иск1_5курс (диплом)
#Бойцовский_клуб (16. Книга-автобиография)
Уже и не вспомню, сколько мне было лет, но в Одри я влюбилась ещё в детстве, как только увидела «Римские каникулы». С тех пор мне довелось посмотреть её самые знаковые работы и даже несколько менее известных, но теперь я с уверенностью могу сказать: и полное исследование фильмографии не поможет до конца познать суть столь необыкновенной актрисы. Потому что кино – всегда искусство иллюзий, и когда за дело берутся самые маститые мастера этого дела, коих в случае Одри было немало, зрителя ничего не стоит провести. И как раз прочтение автобиографии помогает понять многое, что не уместилось в 2 часа экранного времени, а самое главное – то, что происходило с Одри как с обычным человеком, простой женщиной, а не только актрисой.
Хотя сама она неоднократно подчёркивает, что не считает себя настоящей актрисой. Скорее балериной, и то несостоявшейся, которой однажды случай позволил угодить на площадку и учиться у лучших. Действительно, ещё на заре карьеры попасть сразу к легендарному режиссёру по прозвищу «Уайлер – 90 дублей» и непревзойдённому актёру Грегори Пеку, уже тогда четырежды номинированному на «Оскар», - это грандиозная удача. А если ещё и вспомнить, как стоически Одри отказывалась быть актрисой! Когда вместо балета её пригласили играть в театр, только суровое воспитание матери-баронессы, в жилах которой текла кровь английских монархов, не позволило вопить слишком громко о том, насколько подобное ей не подходит. А конечный результат мы знаем – 3 место в списке лучших актрис за всю историю.
Чего я не знала, так того, что выдающаяся лёгкость и невесомость этой девушки с балетным прошлым и аристократическими корнями не всегда была для неё так естественна, как это представлялось. И тут всё началось в детстве, в этом плане бедолаге не повезло с самого начала. Строгая мать никогда не позволяла себе лишних сантиментов, и чувствовавшая дефицит тепла маленькая Одри в какой-то момент стала заедать печали шоколадом, и на не замедлившую ждать прибавку в весе мать отреагировала очень остро: если ты, мол, поправишься как я, то тебя тоже не будут любить мужчины, как разлюбил меня твой отец. Она взяла с дочери обещание не весить больше 46 кг. В жизни встречаются ещё и не такие родительские выверты, поэтому для нормального человека столь оригинальной матерью всё бы и закончилось, но только не в случае невероятной, богатой на совпадения и повторы, судьбы Одри. Ведь её визитная карточка, узнаваемая всеми спустя столько десятилетий, - сцена у магазина Тиффани, где Одри с упоением лакомится свежей булочкой, едва не была сорвана, но теперь уже из-за отца. Тот тоже был большой оригинал, и поэтому с детства запрещал девочке есть столь калорийное мучное, что дважды вредило её профессии, и едва не стоило карьеры на самом старте.
Когда никому не известная, но уже утончённая Одри была утверждена на «Римские каникулы», на горизонте замаячило морское путешествие из Америки в Европу. За время передислокации актриса, покорившая всех необходимыми для роли аристократическими ключицами, умудрилась прибавить 8 кило. Когда встречавшие девушку в Италии продюсеры вместо скул увидели щёки, Одри им и слова не дала сказать, сразу пообещав экстренно похудеть, а назначенный диетолог разрешил кормить её исключительно сырым мясом. Но самое поразительное, что поправилась актриса всё из-за тех же пресловутых и запрещённых отцом булочек. Поэтому не стоит удивляться тому, что спустя 8 успешнейших лет она была не в силах даже на камеру есть злосчастный продукт. Забегая вперёд, ситуация разрешилась как в поговорке «не было бы счастья, да несчастье помогло». Уже напряжённые к тому моменту отношения между актрисой и Труменом Капоте (автором литературного первоисточника) достигло своего апогея при съёмках этой сцены. Писатель, будучи (бывшим) любовником Мэрилин Монро, прочил свою пассию на главную роль, но даже не это испортило его отношения с Хепбёрн. Когда автор свысока поинтересовался, что же думает актриса о своём персонаже, Одри попала не в бровь, а в глаз, сказав «Вы писали её с себя». Поэтому раздосадованный автор иронически ухмылялся над невозможностью актрисы перебороть детский и не только комплекс, и тогда она со злости бросила Трумену: «Да хоть живого крокодила».
Книга вмещает самые яркие успехи и громкие провалы, пусть о первых актриса рассказывает с большим упоением, но и вторых не стыдится, и эти истории не менее эмоциональны. Конечно, неудач было бы меньше, если бы судьба не свела Одри со вторым мужем, а сразу познакомила с третьим, подлинной любовью всей жизни. Обожавшая натурные съёмки (а главное, имевшая роскошь привыкнуть к ним) актриса ради нелепых амбиций второго мужа соглашалась на такой трэш, как «Зелёные поместья», снимавшиеся в павильонных «джунглях» с почему-то хоррор-актёром Перкинсом. Но гораздо больше внимания в автобиографии уделено дуэтам поудачнее – актёрам, с которыми Одри была дружна до самой смерти. При этом актриса достаточно откровенна, чтобы признать и роман с коллегой по площадке. За Уильяма Холдена («Сабрина») она даже собиралась замуж, пока не узнала, что он сделал вазэктомию. Это, наверное, был последний штрих к самой тяжёлой картине для Одри, ведь фильм во многих отношениях был катастрофой для всей съёмочной площадки. Мне было очень грустно читать о том, каким низким человеком оказался гениальный актёр Хамфри Богарт. Болезнь не оправдывает ни его алкоголизм прямо на съёмках (и ведь он знал, сколь молода партнёрша!), и уж тем более – повальные оскорбления, особенно грязные в адрес Билли Уайлдера. У режиссёра всю семью отнял концлагерь, а Хамфри звал его «… нацистом».
Куда веселее было читать про озорника Грегори Пека, вовсю отрывавшегося на съёмках. И его можно понять: когда на тебя смотрят глаза оленёнка, заглядывают в рот, ловят каждую фразу и учатся каждому жесту, так и хочется устроить какую-нибудь проказу. О партнёрах по площадке Одри можно говорить очень много, тем более для меня и Кэри Грант, и Питер О’Тул значат не меньше, но отдельно хочется выделить двух преданнейших друзей актрисы, о которых я и не догадывалась: Софи Лорен и Юбер Живанши. Темпераменты Одри и Софи так различны, что я и близко не могу представить их вместе, но они действительно очень помогали друг другу по жизни. Потому что обе не понаслышке знали, как тяжело совместить актёрскую карьеру с материнством и не сесть при этом в тюрьму за убийство папарацци. Из-за падения с лошади на съёмках вестерна Одри потеряла ребёнка, и выносить следующего стоило ей долгожданного проекта – работы с Хичкоком. Последующие 10 лет вновь сопровождали выкидыши, а ведь актриса так хотела много детей. Хотя я до сих пор с трудом представляю, как она родила первого сына весом 4,5 кг – это ведь одна десятая её веса! Трудности в браке в итоге поставили Одри перед сложным вопросом: рожать ли в такой ситуации второго сына, и как раз Софи вовремя помогла ей одуматься.
С Живанши связаны одни из самых трогательных страниц книги, их отношения были с самого начала выше человеческих козней. Влюблённая в творения гениального француза Хепбёрн убедила костюмера в необходимости выбирать наряды для «Сабрины» именно в Париже. Каково же было её негодование, когда ни в титрах причастность Живанши не была обозначена, ни в оскаровской речи. Если бы я могла разочароваться в «Оскаре» ещё больше, это бы произошло. Фильм «Забавная мордашка» я спустя столько лет помню как раз по прекрасному Астеру и идеальным нарядам – тут уже прямая и несомненная заслуга Живанши. Многолетнее сотрудничество и нежная дружба (по законам жизни Одри, словно написанной всевышними силами) должна была иметь ещё одну мощную встряску. Она произошла, когда агент актрисы на пару с мужем-бездарем за спиной у доверчивой стали требовать у француза деньги за это многолетнее сотрудничество. Хепбёрн очень долго латала дыры давшей течь лодки этого брака, но обида за столь дорогого ей человека значила больше, чем личная.
И в этом вся Одри – сердце у неё было гораздо больше, чем амбиции даже самой большой прохиндейки Голливуда. Её слава многим не давала покоя, одна начинающая актриса даже подала в суд из-за аварии, якобы нанёсшей ей травму, на деле же ничем не подтверждённую. Это не первый и не последний случай, когда к Одри подступались с нечестными намерениями, поэтому неудивительно, что она так яро любила тех, кто всегда был к ней добр. Невозможно сдержать слёз, когда умирающая от рака актрисы рассказывает, что Кэри Грант обещал приехать на её последнее Рождество. Я так и не нашла информацию, сдержал ли он обещание, может и не смог, но Одри всё равно говорила, что даже мучительнейшие боли не помешали стать последнему Рождеству лучшим в её жизни, ведь с ней в кои-то веки были все родные.
P.S. Прошу прощения за многословность (есть "прикрытие" - это диплом)), для меня всегда уж очень важна была личность этой актрисы да и многих упомянутых людей. Как ни удивительно, Одри не перетягивает одеяло на себя и пространно рассказывает о друзьях и коллегах. И верхушку айсберга я не осветила: так много в предсмертной автобиографии удивительных подробностей из жизни, профессии и эпохи, а больше всего - эмоций. Поэтому огромное спасибо нашему декану, это точно одна из важнейших книг, что мне довелось прочесть за вот уже второй год Академии.
Вот когда я увидела Римские каникулы, я влюбилась в Грегори Пека (но это было не в детстве).)) Но ни с ней ни с ним больше 2-3 фильмов не смотрела. Но Одри мне тоже нравится... больше Монро (ох уж этот Капоте)
@rina_rot, ага, я не в детстве пересмотрела с тем же результатом)))
Не могу советовать какие-то другие фильмы безоговорочно, часто встречаются подводные камни типа партнёров на 30 лет старше, что в наше время уже иначе смотрится и не всем нравится. Плюс она не чуралась экспериментов (и не только в угоду самодуру-мужу), например, сыграла в одном из первых фильмов о лесбийском чувстве.
С Пеком попроще. У него помимо Пересмешника мне очень нравится "Заворожённый" (Хичкок+Бергман) и "Джентльменское соглашение".
От Капоте я в шоке, потому что считала его гомо, а он, оказывается, би.
С Монро фильм бы точно был другим, разные они)
@cupy, да я как-то не спец в старом амер. кино. Еще мне Вивьен Ли нравится. Ну тут понятно, почему)))
@rina_rot, Вивьен не может не нравиться) Но по сравнению с ней Одри ещё удачно замуж выходила((
@rina_rot, так Одри круче Монро на три головы. И как дама, а про уровень актерского мастерства я даже молчу.
Очень легкая и забавная комедия с ней "Как украсть миллион". Если не видела - посмотри.
@neveroff, смотрела)
То, что круче Монро это и ежу понятно.) Я в связи с упоминанием оной в рецензии сравнила их.
буду тем редким человеком, кому не нравится Одри, но за рецензию спасибо, книгу бы прочла)
@Ariah, а Вивьен хоть нравится?)
Что тогда заинтересовало в книге? В основном она о карьере, и про личную жизнь, конечно, тоже немало, о ней я меньше в рецензии писала, слишком долго было бы про 3 мужей рассказывать) И про ЮНИСЕФ есть отдельная глава, естественно.
Любимая актриса! Нелёгкая у неё жизнь была...
@cupy, мне не очень понятно слово "хоть") Вивьен Ли потрясающая женщина и актриса, кмк, но при чём тут она? К теме - я много читала про биографии и Одри, и Монро, но конкретно эту книжку - нет. "не нравится" - ну ок, актриса она, конечно, очень милая, но интереса она не вызывала никогда, хотя несколько фильмов из её фильмографии я действительно очень люблю (в том числе и "украсть миллион" очень нравится).
@Ariah, ничего такого, просто в комменте выше зашла речь о Вивьен, и я решила проверить, больше ли к ней обращено симпатий) Дословно было: "Вивьен не может не нравиться" :)
Отчасти я даже согласна: у Вивьен больше диапазон, а Одри некоторые роли не очень тянула ("Дождись темноты"). Может, это и потому, что для Вивьен больше была важна игра, а Одри с лёгким сердцем рассталась с карьерой.
@oksanamore, да, и при этом она всегда старалась облегчить её для окружающих. Меня поразило в книге, что она никого никогда не осуждала, даже встречаясь с жестокостью, доброжелательность сохраняла. Вот только Богарт исключение, и то пыталась оправдать его.
И, конечно, обидно, что здоровье многие факторы подорвали: настоящее счастье она обрела уже незадолго до смерти. Не унаследовала долгожительство однофамилицы(
@cupy, да, человек с очень добрым сердцем... Хочу найти эту книгу именно в бумажном экземпляре и обязательно прочитать, чтобы больше узнать об Одри.
@cupy, спасибо за рецензию! Для меня много сюрпризов - всегда думала, что Одри не выходила замуж, не имела детей. Можно вопрос немного в сторону? А " диплом" чем-то отличается от обычного экзамена?
Вот так расписалась! И вправду похоже на дипломную работу)
С Одри знакома только по Завтраку с Тиффани. И дальше не заходила. Но после твоей рецензии в ближайшем будущем в планах Римские каникулы.
Спасибо за рецензию. Экзамен 5.1 сдан!
@oksanamore, я не утерпела приобрести в бумажном, но вот теперь тоже задумываюсь об этом.. Как-то за бурной взрослой жизнью забывается начало, про детство, и поэтому уже решила со временем перечитать - уж точно в бумаге)
В подростковом возрасте у меня был неглянцевый журнал с Одри на обложке, и там как раз несколько разворотов было посвящено её судьбе. Долгое время мне хватало той информации, но вот теперь поняла, какая это была капля в море, зато те фотографии на всю страницу помогли визуализировать многое, включая мужей, и при чтении электронного варианта, хотя в настоящем издании, видела, самом по себе много фото. Уже хочу)
@nyut, ей было бы тяжело не выйти замуж при таком внимании: однажды, когда она уже была женой и матерью, бывший ухажёр слишком самонадеянно интерпретировал её доброжелательность, и полез к ней тайком в окно гримёрки, его с лестницы снимали.. А детей она боготворила, и всегда говорила, что кино - ничто, главное - помогать детям, и не только своим..
По идее, не отличается, но само слово в этот раз настроило на что-то более фундаментальное))
@lerochka, эмоции от прочитанного шли вперёд пальцев)) У Одри, конечно, феноменальная способность заражать собственными эмоциями - если начало шло ни шатко, ни валко, то к середине у меня уже слёзы текли почти на ровном месте, потому что и сама она нередко грешила этим делом) Хотя многое ещё и рак решил.
Уже жду мнение на Каникулы. И даже знаю, с кем на пару - там же Пек!))
Я вот с Одри ни одного фильма не смотрела, но биографией ее интересовалась (просто столько восхищающихся ею людей) я подумаю, читать или нет
@Ninelya, отсюда пока никто не уходил без обещания посмотреть или прочитать так что надо выбирать - книга или какой-нибудь фильм ;))
@lerochka, Лера, а как же Грегори Пек?
Ой, а тебе уже про него написали)))
@rina_rot, Пек - наше всё, я бы с тем же интересом прочла книгу о нём. Жаль, он не оставил автобиографии.
@cupy, если честно, я не настолько потеряла голову, но твою рецензию на его автобиографию прочла бы)
@rina_rot, у меня с утра Римские каникулы. Так что я теперь в теме))
@lerochka, Как Одри? Как Пек?:)
@rina_rot, тебе автобиографию Джо Брэдли подавай?))
@cupy, желательно)
@cupy, с этим стоит согласиться - и про Вивьен я думаю так же, и про Одри с этим "не тянула".
(записала себя, между тем, в фан-клуб пека).
Прекрасная женщина, замечательная актриса. Стиль, красота, талант. Фильмы с ней смотрю и буду пересматривать) Первый раз увидела ее в фильме Завтрак у Тиффани.
@Ariah, )) мне кажется, у неё была своя ниша, в которой она была безупречна, а любая другая актриса справилась бы хуже. Она всегда говорила, что проживает каждую роль, поэтому у Хичкока играть изнасилованную отказалась, несмотря на уже подписанный контракт. В чём-то это даже напоминает Грейс Келли, тоже считавшую женское счастье выше актёрского.
@lina8, а я Завтрак смотрела уже много позже. Наверное, мама оберегала детскую психику от того образа, и сначала были Сабрина и другие)
@cupy, я уже лет в 15 смотрела уже нормально было)) просто по тв показали и посмотрела))
Вот выдумывают сериалы, а у человека жизнь гораздо интереснее, какие повороты, события) Я бы про ее жизнь посмотрела фильм или сериал, будет очень интересно ознакомится)
@lina8, "История Одри Хепберн" есть фильм.
@lina8, тогда да) Кстати, в книге она призналась, что любимая сцена в этом фильме у неё не коронная у магазина или яркая финальная, а музыкальная. Она вообще петь любила, и, думаю, сильно поубавил творческий запал у неё роль в мюзикле "Моя прекрасная леди", где втихую отдали все партии певице с голосом покрепче.
Историю можно посмотреть, если интерес есть, хотя я, как лицо пристрастное, не всем довольна)) Вот если бы сама Одри могла себя сыграть..)))
@cupy, да я вот что-то книгу не могу найти, видимо не слишком усердно искала пока) если найду, прочту)
@Ninelya, если препона только в этом, то http://ihavebook.org/books/563706/odri-hepbern-zhizn-rasskazannaya-eyu-samoy-priznaniya-v-lyubvi.html )
@cupy, о! спасибо! Всё, она в очереди после Сальвадора, надеюсь, очередь до нее дойдет)
@cupy, вот кстати и Келли прекрасна.
ну, в общем, прекрасный тред)
@Ariah, парадоксально, но она как раз с Хичкоком ужилась. Вообще, это прям тройка моих любимых классических актрис) И Дитрих ещё, но там уже совсем другая страна.
@ninelya, а я в свою очередь надеюсь, что у меня до Дали дойдёт - только байопик пока видела.