Рецензия на книгу Воскресшие боги (Леонардо да Винчи) от liu

Как редко последнее время я читаю русских авторов, а зря. Ведь столько сокровищ ещё можно найти, прочесть и потом долго-долго размышлять.
Вот и Мережковский прошёл как-то мимо меня и всё, что я про него знала, это парочка стихотворений и факт, что он муж Зинаиды Гиппиус. А тут такое открытие.
"Воскресшие Боги. Леонардо да Винчи"- это вторая часть трилогии, но воспринимается как самостоятельное произведение, целостное само по себе.
А для меня это ещё и знакомство с совершенно новым жанром историософского романа.
Это поистине титанический труд, громадная, серьёзнейшая работа автора.
Это целый храм искусства, это собор, дворец, посвящённый эпохе Возрождения. Я как будто ходила по залам с полотнами, в мельчайших подробностях изображавших то время, со скульптурами и гобеленами, со всякими предметами быта, с музыкой, и всё в ярчайших красках, со всеми тонами и полутонами.
Роман безмерно глубок и содержит в себе целый ряд многогранных и неоднозначных идей. Охватить их одним махом практически невозможно, роман из числа тех, которые перечитываются и каждый раз открывают новые стороны.
В центре повествования фигура великого художника, учёного и изобретателя - сложная, противоречивая и даже трагичная. Иногда мне казалось, что Мережковский забрался под его кожу, ментально прооперировал да Винчи, так убедительно и живо рисует он личность.
Истинный творец, художник, он стоит особняком, противостоит толпе и находится в вечном поиске совершенства и истины. Вся трилогия называется "Христос и Антихрист", и Леонардо находится посередине. Он между совершенным добром и совершенным злом, он колеблется как маятник, пытаясь отыскать свой грааль мудрости, и в результате происходит раздвоение. Идея двойничества вообще заняла целую нишу в русской литературе и у Мережковского в романе ей посвящён целый пласт. Леонардо воплощает в себе то великие добродетели, то пугающие черты зла. Он в постоянной борьбе и сомнениях, не заканчивает рисунки в стремлении к невозможному, горит идеями, опережающими время, грезит человеческими крыльями. В течение романа да Винчи показан и маленьким мальчиком, и юношей, и зрелым художником, и старцем, мелькают метаморфозы личности. Леонардо в этом похож на своё великое творение "Джоконду", которая играет со зрителем и также приобретает разные черты в зависимости от освещения, угла зрения и внутреннего состояния смотрящего. Художник - зеркало мира, он отражает жизнь и поэтому должен оставаться непредвзятым, холодным, отстранённым:
"Если хочешь быть художником, оставь всякую печаль и заботу, кроме искусства. Пусть душа твоя будет, как зеркало, которое отражает все предметы, все движения и цвета, само оставаясь неподвижным и ясным".
Целый пласт посвящён ужасам инквизиции и мракобесию. И, кстати говоря, любителям Мастера и Маргариты: именно этим романом вдохновлялся Булгаков, создавая сцену шабаша и полётов ведьм. Во время чтения подобных сцен Мережковского у меня по спине бегали мурашки восторга и узнавания.
Помимо центральной фигуры романа, живо и полно обрисованы другие знаменитости того времени: герцог Франческо Моро с женой, Джироламо Савонарола, Микеланджело Буонарротти, Рафаэль Санти, Никколо Маккиавелли (особо мне интересный), Чезаре Борджиа, ученики Леонардо. Фигуры также противоречивые и великие. Зачастую, конечно, кажется, что многие характеры Мережковский раскрыл таким образом, чтобы они воплотили его собственные идеи, мелькает некая нарочитость и абстрактность. С другой же стороны, такой метод кажется оправданным.
Не обошлось и без политической составляющей, она пронизывает весь роман, затрагивая жизнь художника, и также даёт много пищи для размышлений
Произведение полно символами - библейскими, языческими, мифологическими, научными, полно аллегорий и метафор.
Одна из самых светлых идей романа - детская вера. Постоянно мелькающие "устами ребёнка глаголит истина, библейское "будьте как дети", детская непосредственность в образе да Винчи даже, или вернее особенно, на исходе его дней.
Немного озадачил переход в конце романа к идее Третьего Рима, к Востоку, к России и русским иконам. Он показался слишком нарочитым и искусственным. Но, наверное, для осознания оправданности такого приёма надо прочесть всю трилогию.
Роман безмерно красивый и дивный! Для меня это как музыка Баха с переплетением бесчисленных тем, многоголосная, сложная, требующая умственного напряжения и при этом дарующая спокойствие.
А ещё это как великое путешествие, паломничество во времени к великим произведениям искусства, к великим идеям эпохи, к её же великим ужасам и открытиям. Это целое исследование идей добра и зла, веры и познания. Каких-либо точных ответов здесь не найти, да и какой ответ можно ожидать на «Главный вопрос жизни, вселенной и всего такого», кроме как 42...
#Бойцовский_клуб (Книга про великую женщину или мужчину)
Историософский? Я понимаю, что кое-кто уже освободился от академсписков, но нельзя же так завлекать!)) Похоже, я знаю, что буду читать через 2 недели))
@cupy, вот уж я обрадуюсь, если ты прочитаешь этот роман!!! А ты прям с него думаешь начать, или всё-таки с самого начала всю трилогию? = )
@liu, тогда готовься радоваться)) Планирую пойти по твоим стопам, всё-таки да Винчи пока для меня более понятная фигура, а потом уже можно будет и к Юлиану перейти. А ты что решила с другими частями делать?)
@cupy, я пока подожду с первой и третьей... Не готова сразу окунуться в ещё один подобный роман. Но рано или поздно, конечно, прочту. Тоже из-за да Винчи стала читать, - я фанат, можно сказать =) А вообще, хочу и биографию Мережковского почитать, его статьи, эссе и стихотворения, у него оказывается столько всего!
@liu, я пока не доросла до гордого звания фаната, специально книгу о нём последний раз ещё в школе читала, а так в основном урывками.. Тогда, может, потом ещё и параллельно первую часть прочтём, уже есть опыт))
@cupy, очень может быть, что мы опять синхронизируемся на прочтении одних и тех же книг) Но сначала я подожду пока ты эту часть прочтёшь. Я, кстати, когда-то давно фрейдовскую книгу про Леонардо читала, но, если честно, обплевалась, сейчас бы, наверное, не плевалась бы, а просто посмеялась, да и наверняка много чего интересного бы обнаружила)
@liu, итересно, может, потом и до фрейдовской версии очередь дойдёт)
@cupy, кстати, Воскресших богов Мережковского я узнала из лекций Дмитрия Быков по русской литературе. Очень интересные, советую =)
@liu, даа, после лекций всегда литературные планы с геометрической прогрессией растут))
@cupy, поэтому я прослушиваю лекции по мере прочтения, вот пока Мережковского не прочла, не приступала к следующей лекции)
@liu, разумно) А лекция была про всю трилогию?
@cupy, в лекции как раз акцент на второй части и был, ну и про самого Мережковского. Лекции небольшие кстати - от 20 до 30 мин.видео.
@liu, тогда понятно, откуда вторая нога неправильного порядка растёт))
@cupy, да-да, это всё не я, это Быков виноват =)))