Рецензия на книгу Пойди поставь сторожа от neveroff
Продолжение знаменитого "Убить пересмешника". Точнее не так - еще одна книга легендарной Харпер Ли. Потому что одни говорят - продолжение, написанное сразу же после первой книги, но не опубликованное. Другие - что этот роман был написан вообще первым и лишь по требованию издателя мисс Ли уселась за ту гениальную книгу про детство девочки Глазастика.
Вот пара фактов, которые выводит моя голова по этому поводу:
1. Я категорически не верю, что "Пойди поставь сторожа" был написан первым. Это вообще бессмысленно. Как минимум потому, что узнать что же стало с персонажами впоследствии - интересно. А вот читать все то же самое сразу, без подготовки, было бы странно и даже как-то в стиле "и что теперь, а? зачем мне это нужно было знать?"
Да и акцент якобы той же проблемы смещен настолько, что романы почти и не пересекаются. Хотя понимать эту книгу лучше все же после "Пересмешника".
Еще один аргумент за то, что выходили книги в порядке написания: справедливость адвоката Аттикуса, отца главной героини, не была бы в первом романе такой вопиющей, если бы к тому моменту писательница уже подготовила "Сторожа".
2. У меня вообще огромное подозрение, что Харпер Ли не писала эту книгу! Вот так вот, получайте!))
Есть у меня мнение, что внезапно найденная литературным агентом рукопись, причем найденная именно в тот момент, когда легенда Америки была почти ослепшей, почти оглохшей и самое главное - спрятавшаяся ото всего мира, кроме единственного человека, так вот - я думаю, что найденная рукопись это фикция.
Особенно первую половину книжки у меня складывалось ощущение, что старая женщина с кем-то делилась своими воспоминаниями о прошлом, а этот кто-то старательно записывал, а потом обрабатывал в литературную форму. Ну и стиль другой. Совсем другой.
И вот плавно переходим к самому произведению. Прошло много лет. Джин-Луизе Финч уже бежит третий десяток. Она (а так как книги автобиографичны, то мы знаем кто такая "она") живет в Нью-Йорке и вот приезжает в родной городишко на побывку. И тут противостояние "белые Vs негры" возникает как и в ее детстве. Только как и положено любому витку спирали - мощнее, яростнее и болезненнее.
Но на этот раз уже не так важно кто из героев и что думает на тему "негр - он тоже почти человек". Главная линия - разрушение детских авторитетов и самовыдуманных кумиров. И нужно сказать, что мне понравилось как автор, кто бы им ни был, расставил приоритеты в мозгу Глазастика. Как она постепенно, не без помощи окружающих, конечно, доходит до фрейдистской теории о том, что все проблемы заложены еще в детстве. Гармонично и психологически правдоподобно.
Но сами герои, нужно сказать, проигрывают своим олд-скульным аналогам. Уже нет того духа, той веры, что как-нибудь, да вырулим. Наоборот: тоска, нерв, грусть, сплин и упадок сил. Минусом книги я бы назвал какую-то маниакальную тягу делать сноски. Их прям ну совсем огромное количество. Нет, сами сноски нужны, без них были бы не понятны большинство цитат из пьес Шекспира и опер Гилберта и Саливана. Не говоря уже о каких-то исторических событиях. Другой вопрос, что использование такой уймы этих самых цитат и отсылок к прошлому ничем не оправданно.
И в конце немножко о названии. Какое оно емкое и крутое. И хотя это всего лишь очередная цитата (из Библии на этот раз), все равно оно великолепно отражает и содержание, и атмосферу, и то состояние шоковой пустоты, в котором все 320 страниц находилась героиня. Выросшая, но оставшаяся той самой маленькой девчушкой в комбинезоне на голое тело...
П.С. Моя очередная благодарность. На этот раз чтице аудио книги Ксении Бржезовской. Без нее роман не пошел бы мне. Но благодаря интонациям и голосу этой прекрасной девушки из Санкт-Петербурга я сумел посмотреть на книгу под другим углом зрения и изменить свое мнение на более положительное.
П.П.С. И в очередной раз у меня не рецензия, а простыня... И в очередной раз - извините...
Прекрасная простыня)))
@Nyut, спасибо. ))) Но мне кажется, что многим не нравятся слишком длинные рецензии. Сам хочу как-то повстречать сестру таланта, но видно, она приходит только когда есть брат)))
Так что будем наслаждаться словоблудием))
я так понял, лучше не читать, чтоб не печалиться после пересмешника)
хотя, с другой стороны)) смущает ваша оценка
@psycho, моя оценка - минимум +2 или даже +3 балла за Ксению. Пока читал сам - было вообще ужасно.
А мне очень понравилось читать рецензию, интересно и познавательно! Всё-таки как много от чтеца зависит. Я недавно книгу Мережковского слушала и понимала, что чтение скорее всего не осилила, ну или не с таким удовольствием бы прочла.
@liu, потому что иногда другой человек делает ударения и акценты на другой информации, чем сам. от этого другой смысл получается...))
и спасибо за "интересно")))
Саша, какой ты молодец) а я все никак не решусь ее читать, мне настолько понравилась первая книга, что я просто боюсь испортить впечатление второй частью)
@bonita_senorita, если будешь относиться как к продолжению - точно испортишь. Реально нужно смотреть как на историю молодой женщины, разочаровавшейся в отце-кумире. Нельзя проводить параллели между Аттикусом из первой книги с этим. А то будет мучительно больно.
Как раз на днях дочитала "Убить пересмешника", скорее всего за эту не возьмусь, уж больно жду чего-то похожего по атмосфере на первую книгу.
@Nastos, совсем другая атмосфера. Но это как раз не страшно: понятно, что маленькая Глазастик выросла и стала независимой самостоятельной женщиной. Проблема в том, что сами персонажи стали другими. А этого не ожидает ни читатель, ни героиня.
Сразу после "Пересмешника" точно лучше не читать. Где-то через годик можно и попробовать))