Рецензия на книгу Рита Хейуорт, или Побег из Шоушенка от tulupoff

У Стивена Кинга есть некоторое количество произведений, которые уже становятся классикой уходящего времени, когда читаешь их, то попадаешь в другую навсегда ушедшую от тебя эпоху и окунаясь в этот мир у тебя складывается представление о быте и существовании тех лет. Более чем уверен что два произведения у Стивена Кинга про тюремное заключение являются едва ли не лучшими его произведениями – «Зеленая миля» и повесть «Рита Хейуорт или Побег из Шоушенка», фильмы по которым на КиноПоиске занимают лидирующие позиции в «Топе-250» (первое и второе если мне не изменяет память). Если в первом фильме фантастико-мистическую составляющую возложили на чудесный дар Джона Коффи, то в этой повести нет ничего мистического. Здесь фантастична сама идея побега из этой страшной тюрьмы и достижение главным героем желаемого блага тоже является неким допущением.
На дворе, не скажу точно, какой год, но уже вплотную подходили ко второй половине двадцатого столетия. Главный герой Энди Дюфресн осуждён якобы за убийство жены и её любовника, скомпрометировав самого себя алкоголем и пистолетом из которого недавно стреляли, Энди не смог уйти от обвинения ввиду приобщения к делу серьезности улик, его сажают на три пожизненных срока в Шоушенк – одно из самых страшных мест отбывания наказания. Повествование ведётся от лица Рэда – его большого друга, постфактум рассказывающего нам эту историю. Это повесть не столько об ужасах тюремной жизни и быте заключенных, хотя он здесь занимает далеко не последнее место, а о взаимоотношениях между Рэдом и Энди, о человеческом достоинстве, очень трудно сохранить его, оказавшись один на один с самыми отъявленными нарушителями установленного порядка своего времени. Стальной стержень Энди проявил уже в противостоянии «сёстрам». Он был абсолютно спокоен как удав, никогда не «ерепенился», за что получил уважение сокамерников, хотя их у него было не так уж много, если вспомнить по тексту, то всего один индеец. Его напористость и стремление добиться своего проявляются в эпизоде, когда он несколько раз посылал письма в сенат штата выделить финансирование для тюремной библиотеки.
В этой сравнительно небольшой повести есть общечеловеческий посыл о Мечте и Свободе, непередаваемое ощущение от осознания того что Энди Дюфресн сломал устойчивый распорядок жизни в тюрьме. Посидишь ты год, пять, ну десять, а дальше ты уже устанешь от опостылевшей рутины и будешь тупо смотреть в стену и прожигать там дырку своим взглядом. Посыл сего повествования можно выразить пословицей «Всё что нас не убивает, делает нас сильнее». Призывает не опускать руки и всегда надеяться на лучшее. Окончание этой повести даёт веру в лучшее и вселяет светлые мысли: «Надеюсь увидеть моего друга и пожать ему руку. Надеюсь, что Тихий океан такой же голубой, как в моих снах... Я надеюсь.»
Рекомендую ознакомиться с произведением по трём причинам: первая – герой, которому можно сопереживать, во вторых – хорошо передана атмосфера и тюремный быт, интересующимся понравится и третье – жизнеутверждающая мораль. Ну и конечно же также порекомендую после прочтения повести посмотреть фильм Фрэнка Дарабонта, пожалуй лучший в своём жанре. Приятного чтения и просмотра!