Рецензия на книгу Крокодил от margaret_888

«Крокодил», как и многие другие детские произведения К. Чуковского, любим советскими и постсоветскими детьми, многие помнят стихи наизусть или хотя бы частями. У меня в голове не укладывалось что же там такого запрещенного в свое время углядела советская власть.
Поэма написана в 1916 году, т.е. после революционных событий 1905-1907 годов, действие в ней происходит в основном в Петрограде, где и разворачиваются военные события по освобождению плененных в зоосаде зверей и революционные движения, вызванные неравным отношением. Главным героем выступает Ваня Васильчиков, он единственный вышел на защиту города, прогнал Крокодила, а во время звериного восстания освободил девочку из заложников и договорился с Крокодилом о мире, даровал свободу заключенным в зоосаде, дал равные права всем зверям.
Что характерно, Крокодил выступает в произведении не как однозначно отрицательный герой, он описан автором с разных сторон с хорошими и плохими качествами, например, по просьбе Вани Крокодил Крокодилович возвращает всех, кого он проглотил, он пьет чай со своей семьей, привозит друзьям подарки и пр. Автор в своем произведение дает место воспитательным явлениям, показывает отрицательные стороны какой-либо нетерпимости к другим и последствия ее проявления (Крокодил начинает поедать жителей Петрограда только после того, как они сами его задирали, обзывали, толкали).
Тем не менее некоторые современники автора посчитали произведение вредным и опасным для детей и их развития. Отмечали, что поэма носит сильный политический характер, народ изображен трусливым, что для советских детей не походит, к тому же, Крокодил был монархистом. Н.К. Крупская так прямо писала, что эту «буржуазную муть» не стоит давать советским детям. Правда, история расставила все на свои места и время показало, что как раз детям и виднее, что им нужно, «Крокодил» любим и по прошествии ста лет, а вот кто такая Крупская уже и не каждый подросток знает.
Так называемая «корнеева строфа» делает поэму очень динамичной, яркой, запоминающейся. Как отмечают исследователи творчества Корнея Чуковского, писатель не любил шаблонность ранее существовавшего детского фольклора, но при этом, видя вызывающий им положительный отклик, использовал в своих работах приемы существовавшего детского эпоса.
Так Корней Иванович Чуковский благодаря своему первому детскому произведению вошел в жизни многих ребят, стал основоположником детской литература XX века и начал новую эпоху детской поэзии.
#Бойцовский_клуб (8. Запрещённая книга)
#конкурс_5