Рецензия на книгу Дама из Долины от liu

Вот и завершила я чтение трилогии Кетиля Бьёрнстада. Она заняла почётное место в моём сердце и даже не на книжной, а на нотной полке. Третья часть не вызвала уже такую бурю эмоций как предыдущие, скорее всего потому, что в ней меньше динамичных событий и практически нет трагических смертей. Но это не отменяет её ценность и не уменьшает степень моих симпатий.
Потрёпанный жизнью и большими потерями главный герой пускается в плавание, сначала на дно реки, затем на дно бутылки с алкоголем. Но проблема не в алкогольной зависимости, а в роковом притяжении не к тем женщинам. Всю книгу меня очень ранило это стремление к саморазрушению. Некоторым людям, действительно, не суждено быть счастливыми, но это всегда самостоятельный и добровольный выбор. Аксель Виндинг настолько запутался в веренице личных катастроф, что выбраться оттуда чуду подобно.
И всё же, решения, которые он принимает, объяснимы и логичны в своей нелогичности, ведь он пианист, творческий человек с ранимой и страдающей душой. Вместо того, чтобы отправится в грандиозное турне по европейским странам и лучшим концертным залам после своего успешного дебюта, Аксель решает укрыться в глубине Норвегии, у самой границы с Россией. И разучивать концерт Рахманинова. Рахманинов и близость к России - для Акселя это показалось идеальным сочетанием. И в этой части он во снах уже не беседует с сифилитиком-Шубертом, здесь во снах к нему приходит депрессивный Рахманинов, недопонятый и одинокий. Главный герой пьёт, строит из себя мудрого и взрослого человека, пытается учить концерт Рахманинова, соблазняет следующую женщину из того же рода.
Вообще каждая часть трилогии включает в себя три любовные линии, которые взаимозависимы. В первой - это ровесница Аня, во второй - её мать Марианне, в третьей - следующее оригинальное решение, сестра Марианне, Сигрюн. Порочный круг. И Аксель с явным наслаждением продолжает играть в эту затянувшуюся больную игру. И ведь всё опять чуть было не закончилось катастрофой.
Близость к России в этой части тоже носит драматичный характер, всё с надрывом. Те места вообще не совсем пригодны для нормального существования, помимо дикого холода, там ещё и промышленность, сокращающая продолжительность жизни. Так что смерть продолжает летать над всем повествованием, как ястреб, который уже не раз возвещал Акселю о трагедиях.
Но... но трагедии не случилось. И это было весьма неожиданно, когда туман немного рассеивается, когда Аксель на время прощается с Рахманиновым и роковыми обстоятельствами, трезвеет, когда он находит себя в Моцарте, тогда он приветствует саму жизнь.
Остаётся множество вопросов и тем для размышлений. Найдёт ли Аксель своё счастье, будет ли вообще его искать? Или тяга к трагедийности уже никогда не покинет его и будет висеть чёрной тучей над ним? Будет ли смерть опять вторгаться таким бурным потоком?
По негласным правилам трилогии, всё должно быть совсем не радужным. Страдания, страдания и ещё раз страдания. И есть в этом своя прелесть.
А почему на нотной?
@cvbnbvcvbn123, потому что трилогия о пианисте и сама по себе очень музыкальная, и рядом с пианино и нотами она отлично вписалась и по смыслу, и по дизайну)))
У тебя с этой трилогией не развился комплекс душевного мазохизма? Одни страдания...
@neveroff, а я после неё осознала, что этот комплекс у меня уже очень давно) Но только касательно книг и фильмов. Ты, наверное, совсем передумал её читать))
@liu, почти передумал, да... Мне сейчас в реальной жизни хватает непоняток...
По крайней мере откладываю на далекое будущее.
@neveroff, насчёт непоняток в реальной жизни, прекрасно понимаю... Поэтому я рада, что всё же завершила чтение этой трилогии, и теперь не очень хочу читать что-то подобное с ближайшее время)))
@liu, да, давай что-то позитивненькое)))
@neveroff, на самом деле я хотела почитать что-нибудь еврейское накануне путешествия в Израиль, но тут я призадумалась: а у них есть что-нибудь позитивненькое?...
я вот сейчас читаю про евреев детектив)
Посмотрела твою рецензию на Пианиста и теперь жду ее на муз факе)
@loki, а я жду, когда кто-нибудь ещё на Пианистов оставит рецензию))) А детектив забавный или убийственно грустный?)
@liu, пока непонятно
Но оценки на лл не очень
@loki, ну мне в любом случае надо за академические книги браться, а то совсем расслабилась. Так что отложу евреев на потом)
@liu, вот уж не знаю. Я вроде вообще израильских книг не читал. Хотя евреи по всему миру расселены, можно многих авторов наверное притянуть туда))
@neveroff, знаю Давида Гроссмана, его С кем бы побегать ведь на страноведении была))) Но я хочу прочесть у него Бывают дети-зигзаги. Наоми Френкель читала : Дом Леви ... На этом мои познания заканчиваются.
@liu, ну если тебе интересно, то в расширенном списке на Израиль для Страноведения были следующие книги:
Мой Михаэль
С кем бы побегать
Голубь и Мальчик
Когда умерли автобусы
Но опять же, я ничего не читал)))
@neveroff, и как я это всё пропустила...
@liu, не пропустила, это мои наброски, я их не выкладывал)))