Рецензия на книгу Жюстина, или Несчастья добродетели от AngelinaDark

К творчеству де Сада невозможно относится нейтрально, спокойно, без излишних эмоций. Кто-то готов проклинать его на чем свет стоит, кто-то, наоборот, восхищается.
"Жюстина или Несчастья добродетели" сложно назвать романом. Собственно, из романтичного тут разве что главная героиня, которую де Сад, едва ли не в каждом предложении называет ангелом добродетели, хотя по факту, здесь, добродетель и тупость маршируют рука об руку.
Роман слишком затянут, основного сюжета, по сути, нет. Просто бедную Жюстину в каждой главе насилуют всеми возможными способами и подручными средствами, при этом акты садизма перемежаются философскими и богохульными монологами.
Кстати, против монологов ничего против не имею. Да, де Сад как-то уж слишком разграничивает порок и добродетель. Они как цвета делятся на черное и белое, без каких-либо оттенков. При этом, порок показывается в благом свете, в то время как добродетель терпит сплошные нападки и приравнивается к просто вселенской тупости. Тем не менее, рассуждения о боге, одного из героев романа, Брессака мне показались интересными и не лишенными смысла, но это мое субъективное мнение. Так же по ходу чтения, улыбала меня и либертенская мораль.
А вот сцены сексуального насилия должного эффекта не произвели. Не потому, что в них мало жестокости О! Ее хоть отбавляй... Жертв изуверски насилуют часами, отрывают части тела, вгрызаются в плоть, пускают кровь, избивают розгами, вспарывают, разрывают влагалища и анальные отверстия. Но! О чудо.. На следующий день они вновь цветут и пахнут, выглядят отлично и готовы к новым изощрениям своих истязателей. Взять хотя бы Жюстину... В начале романа она предстает пред нами девственницей до мозга костей. Проходит совсем немного времени и ее насилуют во все доступные места, при этом, как уточняется в произведении: размеры не соответствуют, предварительного увлажнения нет, процесс долгий и, естественно, без какой-либо подготовки. Что мы видим в итоге? Спустя какое-то недолгое время девушка приходят в себя, и, единственное, что ее беспокоит это поруганная честь. После душевных излияний она еще и бегает по лесу как ни в чем не бывало. Нереальность происходящего на лицо, а потому не вызывает серьезного отклика в душе. Так же в книге уж слишком много внимания уделяется пятой точке... Задницы мелькают с ужасающей частотой в каждой главе. При этом неважно мужская или женская, девичья или юного парня. Еще одна забавная деталь - где задница, таи и порка. При чем, под словом "порка" подразумеваются не шлепки ладонями, а полноценное избиение, в лучшем случае, розгами. В худшем, что ж... Железные наконечники, металлические шипы на кончиках плетей встречались не так уж и редко.
Подытожив, могу сказать одно - роман стоит прочесть. Пусть бегло, пусть не вчитываясь в детали. Стоит, потому что это классика, потому что это де Сад... Человек чье имя стало нарицательным.
Ведь если так подумать, автор творил во Франции, в далеком 18 веке... Тогда еще не родился Фрейд, тогда еще не было Ницше, но де Сад забросил семена практически новой философии, пусть и не взрастив из нее что-либо полноценное. Ведь именно в этом романе четко прослеживается принцип относительности морали, что в те времена было, едва ли не революцией.