Рецензия на книгу Думай как математик. Как решать любые задачи быстрее и эффективнее от skywalker

*Эта книга нужна всем, не только математикам*
После прочтения этой книги меня интересовал только один вопрос: ПОЧЕМУ Я НЕ ПРОЧИТАЛА ЕЕ РАНЬШЕ? Выходит, что после окончания школы, сдачи всех экзаменов, подачи документов в ВУЗ я узнаю, что все 11 лет я училась абсолютно неправильно. Оказывается, мои проблемы с памятью, невнимательность, глупые (глупейшие) ошибки в тестах ЗНО связаны не с ментальными изъянами, а неправильным (наплевательским, проще говоря) подходом к собственному образованию.
Начну, пожалуй, с того, что Барбара Оакли, автор книги, перевернула с ног на голову мое понятие о врожденных человеческих способностях. Она с детства ненавидела математику и естественные науки и считала себя абсолютным гуманитарием (в свое время даже выучила русский язык). Но позже столкнулась с необходимостью все-таки постигнуть нелегкую царицу наук. Сейчас Барбара является профессором инженерии. Значит, первое, что просто необходимо уяснить каждому, что деление людей на математиков и гуманитариев – полная бессмыслица. Каждый может развить в себе необходимые способности, если, для начала, откинет все стереотипы и рамки.
На протяжении 18 глав Барбара описывает типичные ошибки обучающихся и способы их исправить. И тут нужно уточнить, что, как оказывается, нет нужды применять какие-либо сверхъестественные методы и техники. Многое будет в новинку, но многое мы интуитивно знаем. Другой вопрос – мы не понимаем, ПОЧЕМУ именно тот или иной прием помогает. Например, нужно спать 8 часов, особенно в стрессовые дни (= экзамены). А теперь скажите, кто не пытался за последнюю ночь подтянуть все хвосты? Но сон, как поясняет Барбара, - это способ организма очиститься от ядовитых в-в, которые накопились за день. И если такого очищения не происходит регулярно, то не важно, насколько усердно вы учились. Рискнете ли вы после такой информации пренебрегать своим режимом дня?
Но лично для себя я почерпнула нечто более ценное. Зачастую, чтобы успевать, я беспросветно училась, особенно в 9-11 классах. И моя неэффективность связана, в большей степени, именно со словом БЕСПРОСВЕТНО. Отдых – это не пустая трата времени, это инвестиция в наш личный КПД. Отдохнувший мозг работает гораздо более эффективно и.. быстрее!(Не путать с постоянным отвлечением на сообщения, об этом тоже подробно написано в книге). То же со спортом. Физическая активность способствует выделению нейротрансмиттеров, которые, в свою очередь укрепляют нашу память и улучшают настроение. Таким образом, потраченный час-два на пробежку или вечер с любимой книгой/друзьями повышает вашу способность выучить больше за меньшее время.
Еще одним плюсом книги является то, что она составлена так, чтобы читатель уже начинал использовать методики эффективного обучения (мы же учимся учиться, верно?). Например, в конце каждой главы памятка: остановитесь и вспомните, что вы только что прочитали (это не так-то просто поначалу). Так же расположение глав иллюстрирует метод Интервиллинга – чередования предметов изучения. Например, за главой о составлении порций информации следует глава про память, а потом вновь про порции, чтобы закрепить свежие нейронные связи.
Так же меня очень вдохновила глава о том, что «отличник» не равно «успешный человек». И даже если у меня нет суперспособностей в плане обучения, это не помешает мне (вообще никому это не должно мешать) достичь своих высот.
Надеюсь, у меня хоть немного получилось заинтересовать хоть кого-то, потому что моему восторгу нет предела. Я уже хочу испробовать все советы на практике, и, наверное, как-нибудь упомяну здесь, что сработало, а что нет. (Тут должна быть фраза – для начала поступи)).
В завершение, хочу сказать, что никогда не поздно учиться. Даже если Вы уже работаете и учебная рутина для Вас позади, все равно загляните в эту книгу на досуге, может быть, именно она вдохновит Вас на изучение языков или освоение программирования. :)
P.S. У Барбары Оакли есть бесплатный курс на Coursera «Learning how to learn» по ее книге (есть русские и украинские субтитры).
Буду с нетерпением ждать "отчета" по выполненным советам, а пока добавлю в хотелки, спасибо за рецензию!
Сразу добавила в хотелки! Рецензия классная, сумели заинтересовать)
@katya, Спасибо) Обязательно отпишусь, когда проверю все на себе!
@miraacle, спасибо, рада, что сумела заинтересовать)
@skywalker, ну и как?)
@Univers, спасибо, что напомнили ;)
Скажу так, мне не все удалось воплотить в жизнь, например, я до сих пор не могу ввести за правило прочитывать материал перед парами, где будут его объяснять, хотя каждый раз, когда я так делала, действительно материал усваивался лучше, и вопросы можно сразу задать. Так же не очень для меня оказался действенным метод "Дворец памяти", никакой воображаемой комнаты не хватило мне, дабы всунуть весь тоот материал, который нам задают. И последнее, что не удалось - заканчивать работать к определенному времени (например, к 5 вечера).
Перечень полезных навыков:
1. Конспекты в виде карт памяти, рисунков и схем, оказался более эффективным, нежели обычный. Например, по гистологии я даже через месяцы могла рассказать особенности клетки, которую зарисовала в тетради, чем той, чьи особенности просто перечислила.
2. Сон - весь первый курс ложилась в 10 и ни разу не пожалела
3. Настоящим открытием стало для меня понятие "иллюзия компетентности", это когда мы подчеркиваем много "важного" в учебнике и постоянно перечитываем его, при этом нам кажется материал настолько знакомым, будто бы уже его знаем. Вместо этого очень эффективно ВСПОМИНАТЬ абзац, который только что прочитали, и обращать внимание на вопросы в конце главы, тестовые задания в конце учебника.
4. Во втором семестре еще пошла в зал, так как не раз слышала (и даже сама делала научную работу на конференцию по этой теме), что физическая нагрузка способствует появлению нервных клеток и образованию нейромедиаторов (соматотропин, дофамин, ацетилхолин) и БДНФ. С одной стороны это занимало 5-6 часов в неделю, а с другой - мои результаты в учебе даже выросли.
В итоге, я довольна своими результатами за 1 курс. И даже половину своей группы переманила на сторону здорового сна ;). При этом заметила на примере других, насколько неэффективный подход интенсивного зазубривания и недосыпания, у моего такого одногруппника даже появился нервный тик.
@Univers, о, еще очень классно помогают групповые занятия, мы часто с друзьями ходим в анатомичку, и, при условии отсутствия разговоров не по теме, это действительно помогает. Мы делаем так, что каждый понемногу рассказывает тему, как если бы нас уже спрашивали. Когда пытаешься кому-то что-то объяснить, то в голове сразу все становится по полочкам)
@katya, написала отчет за год)
Спасибо, очень и очень заинтересовали!
А вы целенаправленно весь год пытались следовать советом этой книги? Или всё же через пару месяцев забыли про книгу, а сейчас осознали, что за те первых два месяца всё же что-то отложилось?
@skywalker, и вам спасибо)
@lerochka, большинство советов через два месяца уже входят в привычку, а то, что изначально оказалось неэффективным или требует слишком много самодисциплины ( как прочитывать тему заранее), я почти сразу и отбросила. А чтобы не забывать, повесила над столом отдельные правила, дабы не упускать из виду