Рецензия на книгу Божественная комедия от deigrantz

#Бойцовский_клуб 18. Книга из списка Бродского
Какое же счастье – дочитать Божественную комедию! Особенно с символичного 3 раза…но я так горда теперь собой и безмерно рада, будто в жизни начинается долгожданный новый этап, полный успешных возможностей и счастливых моментов!
На этот раз чтение «от и до» заняло ровно неделю. Это была очень тяжелая и мучительная неделя каторжного домашнего заточения ради чтения и собственного здоровья. И я совсем не утрирую. Дневная жара и духота заставляла большую часть дня проводить в сонном забвении, а оставшееся время было посвящено БК, ночное время в свою очередь было посвящено бессоннице…заснуть удается только часам к 4-5 утра. Грешила сначала на болезнь (надо ж еще умудриться простыть жаркой летней ночью под открытой форточкой!), но подруга и строка из одной рецензии: «Это та книга, которую не берут в руки почитать перед сном», навели на мысль, что это моя вина, ибо читаю чересчур умные книги :D Так что надеюсь, что с завтрашнего дня буду спать так сладко, как ни один кот не спит.
И после недели мучений (вчера и сегодня были пиком из-за обострившихся болей живота и предвкушения близящейся финишной прямой) я еще захожу сюда читать рецензии и узнаю, что я читала-то совсем не то! А я-то думала, избавилась, наконец, от этой ноши :D. Дело в том, что на руках была книга с переводом Чюминой, а я на это не обратила внимания. Теперь очень хочу перечитать в переводе Лозинского – его версия мне кажется более простой для восприятия, отчего читаешь как по маслу, без запиночки, даже самый первый раз ознакомления был еще в школе именно с его переводом, до сих пор помню как мне физически нравилось читать стихотворную форму, но тогда даже с комментариями понять удавалось мало.
В итоге даже сейчас я не «дозрела» до БК: некоторые моменты не поняла, то ли просто не хотела понимать именно сейчас в силу возраста и жизненной позиции. Обязательно перечитаю через несколько лет для более серьезного анализа (и прослушаю, и прочитаю БЕЗ и С комментариями издания Эксмо, как советовали ридляне). Поэтому пока воздерживаюсь от оценки, ибо, откровенно говоря, интересно и увлекательно было читать лишь малую часть.
Безусловно, очень азартно самой (но не без помощи комментариев) разбираться в написанном и по крупицам собирать мозаику скрытого смысла, восхищаться красотой поэтичной манеры изложения мыслей, которые попутно еще завуалированы аллюзиями или прячутся за мифологическими и библейскими сюжетами. Плюс, как и в любом другом произведении, особенно цепко я хватаюсь за авторское «устройство мира» (схемы Ада, Чистилища, Рая в конце книги – отличная идея!). Но в тексте я ждала больше подробностей, а натыкалась лишь на разговоры «по душам» (некоторые были бесподобны, не спорю, особенно с Беатриче, Вергилием, Стацием, Адамом) и на море-море итальянской политики 13 века. Ну не к чему мне настолько узкие знания. Для своего времени Данте, конечно, хорошо постарался донести всю подноготную.
Казалось бы, в таком высокодуховном произведении должна быть заключена вся мощь религиозных знаний, но политики там гораздо больше чем религии. Поэтому, несмотря на то что произведение «вобрало в себя весь опыт, накопленный христианской мыслью на момент его написания», бреши в познаниях истории и догм христианства оно не закрыло, буду теперь на стороне культурно обогащаться и просвещаться, захватив попутно мифологию (а то вроде как слышу звон, да не знаю где он: сколько раз замечала, что читаю что-то знакомое, а на деле ничего толком не знаю об этом, стыдно даже, особенно за собственное вероисповедание…очень стыдно).
Ну и учитывая все вышесказанное, наиболее понятной и любимой мне стала часть про Чистилище (которое плюс иллюстрировано на обложке). Все наглядно, обосновано и по-существу: если успел при жизни покаяться – отбываешь наказание не в Аду, а на горе Чистилища…сначала ждешь у подножия, когда запустят и определят твой грех, все 7 ступеней соответствуют 7 смертным грехам, а наказание за каждый логичное и исходит прямиком из червоточин греха, если родные и близкие будут молиться, то душа быстрее искупит свой грех и отправится на вершину горы в Земной Рай омываться в Лете, забывая свои грехи, дабы они не затмевали собой все хорошие дела. Даже сам стих читался как-то очень гладко в отличие от других частей.
В Аду за бесконечными диалогами с грешниками (больше половины из них соотечественники или даже современники Данте = политика) я совершенно не видела «пейзаж…или ландшафт», запомнились только души-деревья, статуя старца, чьи слезы, символизирующие людское зло, наполняют реки Ада, демоны-надзеры на 8 кругу и ледяное озеро Коцит с Люцифером. А еще я долго вникала в расположение Ада относительно Иерусалима, горы Чистилища и как связано с этим падение Люцифера вниз головой прямо в центр Земли.
Строение Рая оказалось вообще минимально объяснено в тексте. Смотря потом на схему, возникает ощущение, будто ты вообще все прошляпил и надо перечитывать… я бы хотела видеть больше подробностей про систему размещения душ, про ангелов и их подразделение на группы вместо повторяющегося непередаваемого восхищения светом душ, улыбкой и очами Беатриче в каждой песне.
PS1: конечно маленькая я еще для серьезной веры, но хоть убей не понимаю я некоторых религиозных «мелочей», поэтому и не могу назвать себя примерным христианином…например, почему язычников сразу в Ад? Даже в тексте Данте вопрошает, чем, мол, добрая душа заслужила Ад, пусть и безобидный Лимб, если не от нее зависит где и когда родится? ведь не виноваты миллионы людей, какие родились до пришествия Христа, в том что чисто физически знать не могли о едином Боге…его тогда еще попросту «не придумали» грубо говоря. И еще что за Ничтожные такие, кем даже «Ад гнушается», не пуская к себе? Послушав церковные проповеди, складывается ощущение, что все вокруг тебя – грех, и все, что ты делаешь – грешно. Остается запереться в комнате и сидеть на стульчике, пялясь в стену…но нет! Это еще хуже, ведь тогда получится, что за всю жизнь не сделал ничего ни доброго, ни злого, поэтому даже Ада не заслужил, мучайся и ошивайся у адовых ворот…
PS2: вот это я загнула с объемом, но высказала все, что хотела :) вот он – мой катарсис…через страдания душа обретает райскую радость в произведении, так и я через физические и моральные страдания и трудности, возникшие при чтении, обрела радость познания сего великого старейшего творения!