Рецензия на книгу Дальше живите сами от Ariah

“Even under the best of circumstances, there's just something so damn tragic about growing up.”
Jonathan Tropper, This is Where I Leave You
Порой жизнь превращается в горячее варево из обид, старых ран, взаимных недопониманий, неоправданных обвинений. Поднимите руку те, у кого такое было, и желательно, в одно и то же время. Поднимите руки ещё и те, у кого всё вышеперечисленное может быть связано с семьёй. Или хотя бы те, кому это вообще может быть понятно. Те, кто руки не поднимал – дайте я вас обниму. Хочется поплакать на плече таких счастливых людей, подружиться с ними и всегда знать, что у тебя среди друзей есть вот такие удивительно счастливые люди, которым в детстве не довелось пережить сто тысяч мелких ран соперничества со старшими братьями или сёстрами, чьи родители не делали ничего такого, что могло попасть в очередную книгу про родителей-неудачников или, на худой конец, вспомнить вечное противостояние с нелюбимым, но родственником, когда сразу на ум приходит «родителей (ну и других родных) не выбирают». На самом деле, у этого вопроса, конечно же, нет правильного ответа – всё равно, что спорить, что же вкуснее – кола или пепси или кто лучше – Кинг или Кунц (спросите меня – и я отвечу, что правильные ответы под номером один, но, в самом деле, зачем?). То есть, это всё вопросы из личностного чего-то, что лежит у тебя конкретного в голове, но другой встречный найдёт в себе желание сообщить, что-то типа лол учи матчасть кинг лузер.
Вот и хорошо. Потому что их воспитывал кто-то другой и это тоже просто замечательно.
Вот Джонатан Троппер – это такой вполне счастливый семьянин с тремя детьми и женой, но, как говорится, любой диванный психолог мог бы сразу поставить ему очевидный по его романам диагноз – у парня же явно кризис среднего возраста. Это всё происходит с его героями – что в «Дальше живите сами, что в «На прощанье я скажу», да вообще книги Троппера – это такое чтение, как будто про одного и того же парня из семьи с прибабахом, с кучей знакомых, приятелей, недоприятелей, где нужен GPS, чтобы проследить все половые связи этих персонажей. Кто-то умирает, кто-то рождается, кто-то кому-то изменил, а кто-то кому-то страшно занудно верен – ну, собственно, ещё стоит добавить, что в книге «Дальше живите сами» главный герой вовсе не Джад Фоксман (хотя похоже на то), а сама еврейская (да какая ж ещё!) семья Фоксманов. С придурью, прибабахом и хитросплетениями сюжетных линий. В каждой еврейской семье есть всё это – многочисленные родственники и знакомые, измены, раны, обвинения, ненависть и любовь и всё в один момент (по крайней мере, такой вывод можно сделать из сериалов, фильмов и, конечно, книг Джонатана Троппера). Завязка тут простая – отец этого многочисленного и сумасшедшего семейства умирает. Собирается вся семья на похороны и тут выясняется, что отец-атеист внезапно перед смертью наказал строго-настрого отсидеть по нему шиву – такой семидневный траур, среди правил которого есть «еврей не сидит на стуле, возвышающемся более, чем на 3 тэфаха, над полом» и ещё где-то одиннадцать правил, которые, кажется (кроме стула) наши герои нарушают почти все (никаких супружеских отношений! никакого умывания!). Что поделать – когда отсиживаешь шиву, хотя сам стопроцентный атеист – с правилами всегда как-то сложновато.
Фигура отца здесь вышла не столь чёткая и яркая, как, например, у того же Франзена в «Поправках» - здесь отец рождается из воспоминаний, но до конца, как личность, остаётся самым загадочным и непонятным – прежде всего, вообще непонятно, как он смог выжить в такой безумной семье, где, как кажется, являлся самой адекватной её составляющей. Этот отец выстраивается из «а помните, папа один раз…» и рассказанной дурацкой истории о том, как у сестры главного героя впервые пошли месячные и отец свалился с крыши или «отец всегда учил меня…» и очередного воспоминания о нравоучениях, которые, разумеется, ни к чему толком не привели, или из ремарок о том, что отец чинил огромный и старый дом и, будучи электриком, нашпиговал его неработающими розетками – это всё похоже на сбор паззла из непричастных к паззлу деталей. Отец просто был, но поскольку вспоминают его абсолютно разные люди, вырисовывается он так, как будто картину рисовали пять человек с завязанными глазами. Единственное, что точно ясно – отличный же был чувак, склеивавший это всё безобразие, несмотря на общие сопротивления. Вот наш главный голос книги Джад, чья любовная лодка разбилась не совсем о быт, но об измену – его любовь и жена изменила ему с его боссом. Сам босс оказался подонком (хотя стоп – он им и был) и Джад потерял работу. Брат Пол ненавидит за кое-что Джада (хотя «ненависть» не совсем то слово, но очень на это похоже). Жена Пола пытается забеременеть, но у неё не выходит уже сто тысяч и один год и она даже хочет переспать с самим Джадом (а вдруг?). Ещё один брат (любимец семьи, ведь он младший) вырос не то в плейбоя, не то в мизантропа, не то в миллиардера, хотя скорее просто в баловня жизни и его фишка – это попытка уйти от себя самого и доказать, что он уже взрослый (но в случае чего, буду прыгать с крыши). Сама мать – звезда литературной сцены, автор книг про… счастливое воспитание детей. Именно, как понятно из правила про электрика и розетки, дети выросли вряд ли счастливыми, но уж какими получились. Этот корабль расколот, но на дно идти не хочет – все в какой-то момент начинают вычёрпывать воду и, костеря друг друга на чём свет стоит, видят, что появился шанс доплыть до берега. Хотя дыра – она внезапно в сердце каждого, но и её появляется шанс заделать. Очень сложно прощать старые обиды, особенно такие, которым много лет.
Но Троппер всё-таки нормальный парень – он всем даёт шанс и именно это даёт веру в то, что эти версии поправок всё-таки не будут бесполезны. «Дальше живите сами» - скажет где-то вдалеке чей-то знакомый голос, подтверждая незыблемую истину - все семьи счастливы одинаково, но каждая семья несчастна по своему.
#Кр1_4курс (Как избежать наказания за убийство, серия («Пора жить дальше»)