Рецензия на книгу Часы от AnnaOpredelenno

Надо сказать, мистер Каннигнем – тот еще манипулятор. К примеру, заставил меня прочитать Миссис Дэллоуэй, чего я делать совершенно не собиралась. Но, открыв оглавление Часов, увидела: сплошная Вирджиния. Самолично (миссис Вульф), или опосредованно (миссис Деллоуэй, миссис Браун). Строго говоря, надо было читать, тогда уж, и «Мистер Беннет и миссис Браун», но я не решилась даже и открыть после мучительной волокиты с той, другой миссис.
Думаю, мучения были оправданны, ведь Часы – сплошная аллюзия на жизнь самой Вирджинии (возможно, кстати, было бы хорошо и дневник ее почитать), и на историю ее персонажей. Часы гордо красуется в подборке с книгами, в которых описан всего один день, но строго говоря, дней там три – по дню на каждую героиню. Каннингем выгодно отличается от произведений Вульф еще и тем, что не поскупился на главы. Сплошной текст читать, все же, утомительно. А тут заскучать не удается. Такой пинг-понг без стола, но с тремя участницами – только и успевай головой вертеть: Вульф-Деллоуэй-Браун-Вульф… Каждая в книге, можно сказать, прожила по одному дню, это верно. Но все эти дни случились в разное время. Связь между тремя женщинами, кстати, не очевидна почти до конца. Хотя, вру. Вирджинией там просто все пропитано. Даже и не знаю, нужны ли были отдельные, специальные «ее» главы, или достаточно было бы только вульфовского духа. Но Каннингем решил так, и думаю, ему виднее, поскольку Часы произвели на меня достаточно сильное и положительное впечатление.
В Миссис Дэллоуэй вся штука в постоянном, не останавливающимся, подмечающим все детали потоке мыслей. Такой гимн любви к жизни вопреки. По крайней мере, принято считать, что задумка была именно такая. И, хотя никакого особенно-то ада там не наблюдается, и не любить жизнь причин, вроде бы, нет, но, тем не менее, на меня она произвела гнетущее впечатление. Вообще, думаю, не только на меня. Не зря же Каннингем вложил в уста Вирджинии-героини-Часов задумку поначалу миссис Деллоуэй убить ее же собственными руками. Тоже, значит, почувствовал тлен. Однако, быть может, он что-то такое вычитал в мемуарах или дневниках Вульф – не исключено.
Но вернемся к Часам. Про Миссис Дэллоуэй приходится вспоминать потому, что Часы написаны в нарочито подражательной манере. Тоже мысли, рассуждения, марш-броски в прошлое близких людей, и события на фоне мыслей. Вот именно так - события на фоне мыслей. Мысли – главное, а события не так и важны, даже если мозги на асфальте оказались. Книга была бы плоха, будь она несмешной пародией. Но вместо вторичности, Каннингем выдал раскрытие и глубину. Он взял и развил все намеки, о которых можно бы подумать, читая книги Вирджинии. Она касалась их так деликатно, что все время думалось – показалось, наверное, в силу моей испорченности. А оказалось – не только мне показалось. Каннингем не миндальничал, а вывалил все хозяйство на стол прямым текстом. Наиболее очевидно, конечно, развитие мысли о любви к людям своего пола. Но и не только. И сумасшествие, и раздражение, и черствость, душевная тупость, и эгоизм – все резче и однозначной.
А еще у Каннингема заметно больше чернухи. СПИД, секта, беспорядочный секс, наркомания и смерти, само собой. Только не думайте, пожалуйста, что там 18+ сплошной. Без нужны он не углублялся, не смаковал уж вовсе, все пристойно. Но это самое «все» в жизни у героев оказалось, явно и недвусмысленно. Жестче получилось, чему у миссис Вульф. Но и, внезапно, именно Каннингем вложил мне в руки вот эту глубокую, фактурную, теплую и вибрирующую мысль о прекрасности жизни несмотря ни на что. Как? Почему? Я не поняла пока, но и книга пока не отпустила – думаю. Ведь, строго говоря, он и метафоры все художественно слизал у Вирджинии. Они все – как портрет: видоизменены, но узнаваемы. И сюжет, кстати, тоже. Нет, не об осуждении воровства речь, он это и не скрывает, наоборот – пальцем показывает. А вот это – прообраз мистера Деллоуэй, а это – ее бывшего любовника, ну а то – ее подруги юности. В качестве перста указующего используются… па-бам! такие же имена. А тем не менее! Если после Миссис Дэллоуэй какая-то тоска зеленая накатывает и меланхолия, то после Часов непонятной природы внутренняя уверенность, что может случиться всякое, и жизнь утекает и утекает, но каждая ее капля прекрасна и удивительна и стоит того, чтобы обратить на нее свое пристальное внимание, прожить ее.
Каннингем, наверное, неисправимый оптимист. В отличие от Вульф, которая плохо кончила. Это видно по следу, который в душе оставляет текст одного и другой. И еще кое-что. Очень хочется сейчас наехать на миссис Вульф и сказать, что Каннингем профессиональнее. Но, думаю, уместнее будет сказать иначе. Каннингем мне, как читателю, просто ближе. Более ясным выражением мысли, более точными фразами, более хлесткими сюжетными метафорами и чувством меры: его книгу мне проредить не захотелось. В отличие от…
#Бойцовский_клуб
Рец№13, тема: 20. Книга, название которой состоит из одного слова.
Оптимист? это мне подходит)
@Nyut, ну, это мое предположение :) Что Вирджиния Вульф была склонна к всевозможному психологическому мрачняку (уж не знаю, депрессия там, или психиатрия большого круга) - это ее кончина подтверждает недвусмысленно. И после ее книг, несмотря на вопли "жизнь прекрасна", жить как-то не хочется. А вот после этой книги впечатления были другие. Потому я и решила, что Каннингем обладает несокрушимым душевным здоровьем и оптимизмом. Но эта моя логическая цепочка не то, чтобы изъянами обладает, а скорее просто весьма сомнительна :)
@AnnaOpredelenno, мне очень хочется начать читать этого писателя, так что все-таки возьму твою логику за ориентир