Рецензия на книгу Сказка о Тройке -1 от ars188
Великолепная книга "повзрослевших" Стругацких. Почему именно "повзрослевших"? Прочтите "Понедельник начинается в субботу" и сравните какие произошли изменения во взглядах авторов. В противовес "Понедельнику" сказка о тройке наглядно показывает с какими трудностями сталкиваются хорошие, добрые люди, а самое главное настоящие профессионалы своего дела.
Если сотрудники института чародейства и волшебства самозабвенно трудятся на общее благо, то "Тройка" заскорузлые, недалекие чиновники видящие мир лишь из "окна" персонального автомобиля. Авторы, в присущей им манере погрузили читателя в вымышленный, немного сказочный мир, но вопросы которые встают перед героями, совсем не сказочные и не вымышленные. Бюрократия - великое изобретение человечества, для упорядочивания ряда жизненных вопросов, превратилась в самодостаточную структуру, живущую ради себя самой. Люди сидящие в президиуме "силой круглой печати" (коя и является единственной силой тройки) способны свести к обыденности любой удивительный факт или предмет. И нет с ними слада.
Герои "выкрутились" заложив "бюрократическую бомбу" под этот комитет, но как сказали сами авторы, финал они придумали из-за безысходности сложившегося положения в чиновничьем аппарате. В жизни же людям столкнувшимся с подобными явлениями приходится трудно.
Если события "Понедельника" во многом уже не всем понятны, в силу изменений произошедших в нашей стране, то "Тройка" с годами стала лишь актуальнее. И здесь не кривя душой можно сказать - авторы выступили провидцами будущего.
В тоже время книга полна великолепного, интеллектуального юмора, которые делает чтение не таким уж печальным как может показаться из данной рецензии. А значит, ее стоит прочесть каждому, кто планирует вступить в схватку с бюрократическим аппаратом нашей (а может и не нашей, все едино) страны.
Как мне кажется, на раннем этапе они писали для людей, для масс, дабы читателям было вкусно и интересно.
Поздние Стругацкие писали именно то, что таилось в душе, не думая о том понравится ли читателю, поймет ли он.
"Тройка" в этом плане не очень подойдет для примера, а вот действительно поздние их произведения, можно назвать их постсоветскими произведениями, они прекрасно отражают эскалацию ранних и поздних Стругацких
@amir, Если честно, я не верю что писатель может писать не думая о читателе. Это попахивает интеллектуальным прелюбодеянием. Просто с возрастом, накопленным жизненным возрастом появились новые, более им интересные и злободневные темы. Ну это мое мнение.
@ars188, а я вот верю и даже очень)
В качестве хорошего примера подойдет Витя Пелевин, про которого на каждом углу говорят, что он уже не тоРт. А все почему? Не потому что он стал глуп. Скорее наоборот, за прошедшие годы он очень и очень поумнел. Просто писать теперь он стал не опираясь на динамичный сюжет, чтобы читателю было не скучно, а стал максимально пичкать книгу философией, которую он недосказал в ранних книгах с опаской что не поймут и оттолкнут.
Почему то я думаю, что та же история и у Стругацких)
@amir, Ну не для себя же он пичкает эту самую философию в книги. Для читателя, просто настал период, когда есть поклонники которых ни чем не отпугнуть. Возможно вера в себя и читателя окрепла. Не могу судить, я его давно не читал, а вот друг читает до сих пор и только восхищается последними книгами. Так что думает писатель о читателе, думает. Не может не думать, а если говорит, что творит для себя, лукавит.
@ars188, мне тоже как и вашему другу нравится Пелевин по сей день)
Речь сейчас не об этом, а именно о том, какими он начал делать свои произведения. Если бы Пелевин написал "Цукербринов" первым своим романом, то он бы не смог прославиться просто потому, что через его шизобредни очень тяжело продираться и по чистому доверию писателю ты продолжаешь это делать.
Но мы малость отошли от Стругацких. Могу пояснить и за них. В перестроечные времена выходит их "Град обреченный", который читатели ждали очень долго и были в нем разочарованы. А все почему? Потому что братья настолько усложнили его, что читатель просто не понял скрытого между строк смысла. И только сейчас, спустя годы и глядя свысока на творчество Стругацких и время в котором они жили, мы начинаем прослеживать тайный смысл непонятного ранее текста.
Ваши слова замечательны: "Для читателя (видимо для писателя), просто настал период, когда есть поклонники которых ни чем не отпугнуть. Возможно вера в себя и читателя окрепла". Хорошо сказано. Я примерно то же самое хочу сказать в ходе нашей дискуссии.
@amir, Ну значит консенсус.