Рецензия на книгу Сад расходящихся тропок от Wall-de-Mar

Больше всего эти рассказы похожи на аннотации или концепты для больших романов. Борхес сам писал, что он очень ленив и ему неохота писать большой толстый роман, чтобы выразить мысль, которая помещается в нескольких строчках. Рассказы производят впечатления задумок, которые ему было лень доволить до ума, и он решил их опубликовать как есть. ИЛИ, что больше походит на правду для подобного рода писателей, он сделал так, чтобы эти рассказы были похожи на задумки романов.
Причем все рассказы касаются темы бесконечности или, — лучше — беспредельности. Вавилонская Библиотека — нечто беспредельное и периодичное в понимании Борхеса, Сад расходящихся тропок — образ мультивселенной, где каждый наш поступок, каждый вдох порождает бесконечное множество других сценариев жизни, но мы можем наблюдать только одну ветку. Вавилонская лотерея — череда бесконечных "жребиев", которые дает нам жизнь в силу своего случайного характера. И так далее. Интереснее всего в этом плане сюжет о мужчине у храма, который, словно безумный последователь Ницше, пытается создать сверхчеловека, создает его, отправляет в соседний храм... и сюжет таким образом, а-ля уроборос, закольцовывается в бесконечность. В целом, из всего этого получились бы отличные романы, если бы Борхес захотел их писать. Но это все же заметки, описание нарративов, которые могут стать сюжетами. Забавно, есть байка, что Коэльо берет фразы Борхеса и превращает их в романы. Не знаю, правда ли это, не читал Коэльо, но очень уж похоже на правду: все эти рассказы очень уж напоминают ловушку для графомана — неистово хочется украсть любой из этих сюжетов и забацать роман (думаю, он даже может стать успешным, было бы умение бацать романы). Причем Борхес сам в одном из рассказов (про писателя-экспериментатора) намекает на это — только предупреждает, что все сюжеты намеренно испорчены автором. И ты (графоман) перечитываешь все это на десятый раз, пытаясь понять, где подвох.