Рецензия на книгу Илиада от Osi
Преступая к чтению Илиады, я сначала немного корил себя, так как прочел сначала Одиссею и думал, что пропустил что-то важное, из-за чего может испортиться впечатление от этой гомеровской дилогии. Но как оказалось, произведения совершенно разные, схожи они одним — восхищением, которое они оставили у меня после прочтения.
Илиада повествует о Троянской войне, вернее о десятом её году. Перед читателем представлен маленький кусочек событий этого великого исторического события, который, однако, пронизан трагизмом и играет не последнюю роль в хронологии войны. Персонаж, на котором держится всё произведение — великий воин Ахиллес, сын богини и смертного мужа, вступает в распрю с царём Агамемноном и в итоге отказывается воевать с троянцами. Потеряв такого важного союзника, ахейцы начинают терпеть поражения.
Как таковой сюжет Илиады можно уместить в несколько предложений, но тогда возникает вопрос: "А о чём же тогда эта толстенная книга, которая лежит у меня в руках?" Ответ на этот вопрос я нашёл лишь тогда, когда прочёл добрую половину поэмы. Великое произведение Гомера нужно читать не ради сюжета, как это принято делать со всеми более или менее современными книгами. Его нужно читать ради деталей: эпических описаний жестоких битв, изумительно прописанных героев, постоянных эпитетов, метафор и сравнений. Только обращая внимание на эти вещи, можно полностью насладиться Илиадой, я в этом уверен.
Так как книга о войне, битвы тут занимают добрую треть всего повествования. И они действительно завораживают! Хоть и построены они все по одной схеме, но каждая из них неповторима. Наблюдая за столкновением двух воинов, ты в нетерпении гадаешь: "Кто же выйдет живым из этой схватки, а кто будет убит каким-либо очередным хитрым способом?" А видов смертей тут очень много: начиная от раскроенного черепа и выпавших под ноги глаз и заканчивая простреленной ягодицей.
Особого внимания тут заслуживают противостоящие друг другу стороны: трояне и ахейцы. Если честно, даже после прочтения поэмы я так и не смог определиться, кому же я сочувствую больше: тем или другим. Я чувствовал себя как Зевс, усевшимся на своём троне на Олимпе и с наслаждением наблюдающим, как эти глупые людишки убивают друг друга. То есть, метался от одних к другим, но определится так и не смог, да мне это и не нужно было, по сути. Стоит тут же заметить, что древнегреческие боги в описании Гомера ужасны: количество их пороков, вызванных неимоверной величины гордыней, заставляет удивляться всё сильнее и сильнее с каждым разом. Они во сто крат хуже всех людей, описанных в поэме, вне всяких сомнений.
Что же касается людей, то в них-то и содержится, можно смело сказать, весь трагизм поэмы. Являясь лишь игрушками в руках богов, они продолжают копошиться, сражаться, пытаться защитить своих родных, но всё тщетно. Забавно, что содержание поэмы раскрывается ещё в середине, когда Зевс бахвалится своими "гениальными" планами. Уже тогда я проникся унынием, которое и лежало на моём сердце до самого конца. Судьба уже давно предрешена, остаётся только следить за последними трепыханиями героев.
Илиада понравилась мне больше Одиссеи, это точно. И главная её заслуга заключается в чрезмерном реализме, в отличие от фантастических приключений хитроумного царя Итаки, превосходно отразившим все реалии войны и людские пороки в изображении богов.