Рецензия на книгу Пражское кладбище от lienin
Если мне не изменяет память, в какой-то из своих прошлых рецензий, оставленных на этом сайте, я упоминала, что писала диплом по теориям заговора. Естественно, в тексте не обошлось без цитирования Умберто Эко, в частности я ссылалась на этот роман как на пример правильного использования концепта заговора в повествовании.
Но это всё лирическое отступление. А теперь ближе к делу.
Я обожаю творчество Умберто Эко. Оно похоже на изысканный деликатес или хороший алкоголь, который хочется смаковать и смаковать, который пьянит, но после себя не оставляет гадкого чувства похмелья, а только искреннюю благодарность создателю и сладкое послевкусие.
В отличие от "Имени розы", "Пражское кладбище" сложнее, но не в сюжетном плане (хотя он тут ещё как закручен), а в требованиях к читателю. Не обладая хотя бы базовыми знаниями о том, кто все эти люди и какая в Европе была обстановка в конце 19 века - запутаться в происходящем очень легко. К середине, конечно, можно втянуться, но тогда всё равно от взгляда ускользнёт второе дно романа. Но понять, причём же тут это самое кладбище всё ещё возможно. Как и оценить степень литературного мастерства писателя, потому что так описывать вкуснейший ужин, чтобы он одновременно вызывал желание попробовать все перечисленные блюда, но при этом вызывал отвращение к ужинающему персонажу - это уметь надо.
Об ужинающем, кстати. Он вызывает неприятзнь с первого своего появления и он - главный герой. Или антигерой. Мудак он тот ещё, в общем. От первой и последней страницы не вызывает никаких положительных эмоций, но так и надо! И если обычно, когда главный герой неприятен, любой нормальный человек (в том числе и я, потому что я не ёжик) прекращает чтение, то в данном случае оторваться от страниц невозможно. Это определённо был один из лучших полётов Владивосток-Москва в моей жизни, когда я отрывалась от "Пражского кладбища", только чтобы выпить чаю. Талант.
При всех своих прочих художественных достоинствах, книга ещё и весьма остроумна. Так изящно любителей перетереть за иудо-масонский заговор мало кто щёлкал по носу. После прочтения остаётся лёгкая улыбка и мысль "и как только кто-то может поверить в такой бред про заговор". А вслед за этой приходит куда менее приятное понимание: верят, и ещё как, и умножают своей верой страдания в мире.
Повторюсь, пожалуй, ещё раз. Я обожаю Умберто Эко и потихоньку прочитаю все его художественные произведения, а там, вполне возможно, доберусь и до научных. Остаётся лишь погрустить, ведь мастер покинул нас и больше столь же впечатляющих работ мы от него не увидим.