Рецензия на книгу Приключения Незнайки от chapaev
Прочитав повесть Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» к конкурсу рецензий на детскую книгу я оказался в затруднительном положении. Впервые в жизни я не смог составить хоть какое-то четкое мнение о книге. Да, бесспорно, на этой книге выросло не одно поколение читателей Ридли, и надеюсь, что продолжит расти. Стилистические и нарративные его достоинства, на мой взгляд, мало оспоримы, поэтому я сугубо рекомендую её каждому родителю для вечерних чтений детям.
Но давайте будем честны, Ридли пишется и читается далеко не детьми. Следовательно, вопрос об аналитике рассматриваемого произведения является крайне актуальным. На первый взгляд книга показалась мне лишь детской литературой, сборником забавных историй коротышек. На второй взгляд я увидел в ней цикл историй, помогающий малышам и малышкам найти контакт с противоположным полом. Но когда я не смог написать рецензию на это произведение с первого раза, мне пришлось окунуться в самые потаенные глубины данного цикла историй и то, что я узрел там, во тьме, повергло меня в благоговейный трепет. Но обо всем по порядку.
Говоря о «Приключениях Незнайки и его друзей» первым, кого я вспоминаю, помимо главного героя, так это Знайку – его духовного антипода. Не стоит обманываться, принимая имя Знайки за чистую монету, на самом деле все его «знания» приобретены из книг и, на изобретение чего-то выходящего за рамки прочитанной литературы он просто не способен. Это убедительно показал сам Н. Носов, когда Знайка удивился полкам в Зеленом городе, о которых ничего не было написано в книжках.
Удивительно, что имея столь ограниченный интеллект Знайка, путем манипуляций и навешивания ярлыков на своих политических оппонентов, сумел фактически поработить всех малышей, которые проживали с ним в одном доме. Благодаря этому малыши беспрекословно выполняли все его приказы-поручения. Даже когда весь город потешался над затеей Знайки соорудить воздушный шар, НИ ОДИН из 16 (!) малышей проживавших вместе со Знайкой не смел его ослушаться. Изменения произошли лишь когда тиран покинул коллектив и, власть перешла Незнайке. Только в этот небольшой промежуток времени малыши перестали выражать «единое» мнение, навязанное Знайкой, и раскрылись как личности. Но стоило вернуться маленькому повелителю Зла, как всё вернулось на круги своя и малыши, подстрекаемые Знайкой, устроили настоящую безжалостную травлю на бедного Незнайку.
Думаю, со временем Знайка смог бы подмять под себя не только дом, где он проживает, но и весь город. А мы с вами знаем, чем кончаются подобные диктатуры в истории. Все мы празднуем 9 мая – очередную победу человечества над подобным тираном.
Остальные малыши, проживающие вместе со Знайкой, оказались чуть менее колоритными. Авоська, Небоська, Растеряйка представляют исконно русское крестьянство, неуверенное в собственном будущем, поэтому влачащее существование «как придется». Винтик и Шпунтик как наиболее взвешенные малыши представляют пролетариат, являясь крепкой основой в обществе. Гусля и Тюбик несколько оторванные от реальности, являются аллюзией на «вшивую» хрущевскую интеллигенцию, а Сиропчик представляет дореволюционную буржуазию или НЭПманов, тут кому как больше по вкусу.
Исключением является доктор Пилюлькин. Он не представляет напрямую ни один слой советского населения, но при этом имеет явные садистические наклонности, поскольку сознательно лечит несчастных малышей и малышек так, чтобы доставить им как можно больше боли и мучений, о чем сам и признается, противясь более «гуманным» врачебным приемам.
Главный же герой всего произведения, Незнайка, является своеобразным маяком свободы, изменений в обществе, благодаря свету которого у малышей есть шанс обрести самостоятельность, освободиться от власти «противного» диктатора Знайки, построить свободное, счастливое демократическое общество, во главе, которого будет стоять начальник, ничего не понимающий ни в чем, но дающий свободу творчества своим подчиненным. Понимая это, Знайка всегда стоит во главе травли против главного героя, настраивая против него всех остальных жителей Цветочного, а затем Зеленого городов.
Теперь давайте рассмотрим общество, которое сформировали коротышки. На первый взгляд это счастливое социалистическое общество, выраженное формулой П.Ж. Прудона «От каждого по его способностям, каждому – по его труду». Но при его приближенном рассмотрении выясняется, что большинство его членов весьма зашоренные личности с прямолинейным мышлением и ханжеской моралью.
Так, когда Незнайка читал стихи, никто из малышей не смог принять то, что главный герой использует в своих произведениях абстрактные конструкции. Его музыка и картины по тем же причинам не были приняты коротышкам. Невольно вспоминаются слова самого Незнайки: «Не доросли вы еще до моей музыки!». Действительно ведь – не доросли. Коротышки совершенно лишены воображения и, следовательно, творческого начала. Грустно становиться за этих детей светлого тоталитарного общества, находящихся под крепкой и тяжелой рукой Знайки.
Города же коротышек, несмотря на явные идеалы социалистического строя, являются весьма отсталым. Ведь как можно объяснить иначе то, что автор, написав свою книгу в 1954 г., не соизволил провести в городах коротышек механизацию?! Как можно писать про светлое социалистическое будущее, обходя стороной научно-технический прогресс?! Будь я современником автора – немедленно обратился бы куда следует!
Возмутительным остается и то, что на улицах Цветочного и Зеленого городов перманентно царят феминизм и шовинизм. Малышки презирают малышей, говоря, что они (малышки) более аккуратные, вежливые и умеют вышивать на передниках красных белочек. А малыши считают себя лучше малышек, называя последних воображулями, кривляющимся пред зеркалом.
Между тем в Зеленом городе разногласия между малышами и малышками настолько обострились, что привели к настоящей Гражданской войне. Ведь как иначе можно объяснить то, что в Зеленом городе остались лишь одни малышки, в то время как малыши ушли в Змеевку? В похожей ситуации находиться и Цветочный город в начале повествования. Но если в Цветочном городе гендерные противоречия пока лишь движутся к своему пику, то в Зеленом городе все уже давно случилось и мы видим неутешительные итоги этой разрушительной и никому не нужной войны…
Безусловно, я уверен, что более искушенный читатель найдет еще больше ужасающих мотивов, пронизывающих саму суть произведения. Однако я со своей стороны вынужден прекратить свою браваду, откланяться и пожелать всем удачи и хорошего настроения, как завещал нам некогда Дмитрий Анатольевич.
Ну бомбонули))) хотя есть у меня два комментария:
1. Если личность тирана заменить на более усатого, то Пилюлькин очень круто ляжет в систему как представитель "Дела врачей".
2. Незнайка не просто и не столько "свобода", сколько анархист. .
К Строчку смело добавляйте Пончика. В третьей части трилогии это вообще очень показательно.
И еще. По-моему только в доме незнайки все были распределены по таким четким категориям. Несколько друзей из других домов ни именами, ни родом занятий никак не раскрывают личность. Это тоже о чем-то говорит...
А стихи - мне всегда почему-то казалось, что там заложена парочка Блок и Маяковский.
Строчку = Сиропчику
@neveroff, знаете меня вообще не бомбануло. Просто захотелось из полунамеков автора вытащить "серьезную" аналитику. По сути здесь мой внутренний ребенок смотрел на книгу через призму взрослого анализа, получилось на мой вкус довольно забавно. =D
Относительно Незнайки я с вами полностью согласен, нужно было дотянуть образ Незнайки до борца с режимом Знайки, но я как то пропустил этот момент.
А вот сюжет остальных частей если честно, то я помню слабенько. Однако "Незнайку на Луне" я решил выбрать в качестве книги детства для БК-2017, поэтому в течении года точно перечитаю всю трилогию и постараюсь продолжить писать рецензии в этом же ключе=D
Очень мне нравятся подобные социологические рецензии! Особенно приятно было почитать, потому что много чего вспомнила из Незнайки, плюс в детстве такими категориями обычно не мыслишь)
@liu, зато интересно: какими категориями мыслил автор? )) Кроме того что слизал персонажей с канадской сказки...
@neveroff, ну это не первый и не последний случай с заимствованием идей) Волшебник изумрудного города, например, тоже не оригинален в этом плане)
@neveroff, с современной точки зрения постмодернизма подобное заимствование идей и последующее их "переосмысление" во многом стало нормой, на мой взгляд.
Нормальным было и для Носова, я думаю, но не потому что он постмодернист, а потому что в то время у СССР и США была гонка за господство в мире и в ход шло все. Включая и интеллектуальные "кражи". Прям как Marvel и DC в лучшие их годы)). А про категории, думаю автор реально подумывал о соц. Сатире, но явно сдержался, чтобы ее развернуть в 1 своей книге...
@liu, скорее стоит привести пример Айболита и Буратино. Волшебник - перевод. Волков об этом в предисловии прямо говорит.))
@chapaev, так стыбрил не у американцев, а у канадцев же... )) Кстати, есть аналогичные обратные примеры? Чтобы у советского писателя взяли идею авторы из США? Наверняка есть, но я не знаю...
Очень надеюсь, что он действительно думал о сатире, а не о прогибе. ОЧЕНЬ надеюсь. Потому что если Незнайка - это чисто такое, проходящее, то его Фантазеры действительно классная штука. И не хочется верить, что такой автор мог лечь под кого-то. Хотя мог, все могут...
@neveroff, а я и не знала, спасибо за уточнение! Но это не удивительно, с чего бы мне лет в 6-7 предисловия читать)))
@neveroff, "Фантазеры" это вообще прям святое и нетленное! Любимый сборник детства, до сих пор цитирую=)
@neveroff,
Ну и труба, как символ недозволенного джаза !;)