Рецензия на книгу Поющие в терновнике от pum_pumoff

Как уже знают постоянные читатели моих рецензий (если такие люди, конечно, существуют), что Дарья и любовные романы - вещи, для совмещения которых всегда необходимо прикладывать дополнительное усилие. Колин Маккалоу и её "Поющие в терновнике" испытания дополнительными усилиями со скрипом, но прошли. Послушаем сей скрип и остановимся чуть подробнее, почему же все-таки роман оценен только в 8 из 10.
Сюжет. В основе романа лежит полувековая история многодетного семейства Клири, их борьба за место под палящим солнцем, борьба с собой, природой, Богом. Большое внимание автор уделяет описанию быта, нравов и культуры значительной части XX века, задевает пером мировые экономические кризисы, Вторую мировую войну, европейские послевоенные волнения. При учете всех этих слагаемых и даже при их перестановке в итоге мы имеем уверенную заявку на произведение-эпопею, и твердое заявление о себе, как о семейной саге. Знакомишься с историей семьи Клири и понимаешь, прав был классик: "все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему". За сюжет однозначные 10 баллов.
Персонажи. То ли в силу того, что автор романа женщина, то ли это просто совпадение, но из многочисленных персонажей романа (мужчин так вообще в большей сложности хорошо за десяток) особое внимание уделяется 3 представительницам сменяющих друг друга поколений: бабушке (Фиона), матери (Мэганн), внучке (Джастина). Первые две настолько получились "женщины-загадки", ибо автор не могла остановиться в их описание и наворачивала еще больше характеристик, что при той или иной ситуации лично я находилась ступоре и не понимала, почему героиня ведет себя именно так. Джастина - единственный живой и полноценный персонаж, т.к. про мужчин нам особо послушать и не дали (а жаль!), а наворотить сверх меры, как на мать и бабушку, у автора не получилось - время истекло. За неверно (сугубо с моей точки зрения) расставленные приоритеты и убийство "души" своих персонажей - минус 1 балл.
Любовь. Какой же роман (тем более семейно-сагово-эпический) без любви? Нам представлены 3 разные женщины-героини, у каждой абсолютно своя история любви. И с первых страниц все идет "чинно и благородно" (не про нравственность речь, а про ладность), читается роман на одном дыхании, но едва ты перевалился через романов экватор, автор врубает на всю мощь ненавистный мной режим - режим "мыла": один и тот же кусок/эмоция/момент/проблема крутится, крутится, крутится, обрастает пеной, а потом рррраз! и все сдулось, пена рассыпалась, руки пустые, ты словно обманут. Объем, на который замахнулась Маккалоу, ей оказался не по силам, это очень чётко прослеживается по заметному снижению ритма романа, а потом на экстренном введении еще одной сюжетной линии, во имя его (романа) спасения. По итогу тебе, как читателю, бОльшую часть романа впаривали (другого слова настолько подходящего, простите, не подберу) историю великой любви, а потом автор такая "ой, все!", смяла все, что было, и как-то мимоходом обмолвилась "эта история, короче, закончилась, забудьте, вот вам новая". За этот абсолютно непредсказуемый и неоцененный мной поворот - минус еще 1 балл.
Подводя итоги, могу сказать, что "Поющие в терновнике" - это, несомненно, опыт. Не могу сказать, что до конца удачный, но ведь и на ошибках читатели учатся.
З.Ы. Вопрос в зал: кто смотрел мини-сериал с Чемберленом, это и правда "совершеннейшая блевотина" или стОит посмотреть?