Рецензия на книгу Свободный урок от psycho
Чехов, Тургенев, Куприн, Андреев…а что может показать Сорокин в малой прозе? Показал. Раздел. Потрогал. Я бы и не кидался сейчас словами, если бы не тема из моих фантазий – учительница и ученик. В данном случае, учителя подменил завуч в юбке. И сразу – контраст. Читать этих классиков и листать прозу Сорокина – это как смотреть на обложку январского Maxim, после чтения "Идиота" Достоевского. К слову, я не пытаюсь это сравнивать, дабы возвысить классическую литературу или принизить творчество Сорокина. У последнего, я читал пару книг - Настя, Тридцатая любовь Марины и знаю, как он умеет хоронить романтику, закапывая под молодой яблоней кал в ямку.
История ученика из 5-Б схожа. Свободный урок, учительница отсутствует, и Сережа Чернышев мутузит одноклассника в коридоре. Драчунов замечает завуч – Зинаида Михайловна. Отправив одного на урок, второго она ведет в свой кабинет для воспитательной беседы. Сережа – ребенок, школьник, комсомолец с галстуком. От него не исходит инициативы в кабинете, нет оценочных суждений. Неделю назад, он пытался задрать юбку своей одноклассницы и довел ее до слез. Но властность Зинаиды непоколебима для юного комсомольца. Цирцея, подходит к своей двери и впускает гостя – "и РАСПАХНУЛА дверь".
За столом, Зинаида укладывает очки в футляр, протирает свои уставшие глаза. А вопросов к школьнику у нее всего лишь два – 1. Что он хотел разглядеть под юбкой? 2. И что же он хотел увидеть под трусиками у одноклассницы? Невинность разговора убивается поворотом ключа в дверном замке. Зинаида Михайловна подходит к пятиклашке, задирает юбку, освобождает пухлые ноги от колготок. Сережа видит ее полные бедра и след от резинки на вялом животе – "Ты хотел увидеть? Смотри. Хочешь потрогать? Прикоснись. А что ты плачешь??". Зрелая женщина наклоняется к школьнику, успокаивает шёпотом, направляет юную руку…
Я невольно вспомнил сцену у Буковски - Хлеб с ветчиной. И если уж проводить худ. параллели, то с ним. У Сорокина это выглядит не эротично, скорее рассказ - просто стеб или очередная "миловидная фантазия (не знаю, под чем он пишет). По сути, это коктейль из развращения, эротики, стеба и подростковой фантазии. Причем эротичность тут, самое слабое место, как по мне. Отмечу про гендерное различие, ибо читать такое про девочку-пятиклашку и мужика-директора с обвисшим животом, лично мне, было бы мерзко.
После чтения, в голове возникали мысли о надломе детской психики, совращении и т.д. Страшно подумать о таких учителях, но после прозы Сорокина, особо об этом не думается. Этот свободный урок, Сережа из 5-Б запомнит надолго.
p/s
1998 г.
о, как интересно
надо почитать
@loki, ага, я тут жене рассказал о прочитанном рассказике и Сорокине..в общем, теперь она за меня боится))
Хммм... где автор черпает вдохновение?
@rina_rot, в жизни)
@rina_rot, я не уверен, что он что-то черпает, скорее он всегда под ним)) Ладно, ничего страшного в этой фантазии? нет. У меня один вопрос - почему все таки ЗАВУЧ? Я вот своего не помню, Сорокин видимо запомнил)
@psycho, мне кажется, завуч как-то посерьезнее просто учительницы. Повластнее, пострашнее
@loki, ну да, наверное. Просто мой завуч был серым пятном, а к примеру, та же химичка...жесть.. Суровость во плоти, по кличке колба)) А этот завуч вполне спокойна
@psycho, а у меня была завуч прям завуч)
Ростом под 2 метра и грудь размера 4-5))
Мы боялись дышать около не))
@loki, сейчас, где я работаю 5 завучей, и только одна в нормальном весе, остальные, так сказать, "давят авторитетом"))
@loki, такую ЗАВУЧ поместить в рассказ и вот она - дет. травма в школьном дневнике
@rina_rot, Катя, ты с ними играешь на контрасте, за счет своей стройности. Слушай, а ты ведь осознаешь, что живешь в школьных фантазиях своих учеников?) наверняка)
@psycho, эх, это такая работа, что там уже ничего не осознаешь и ни о чем не задумываешься...
а так, если живу - ну живу и живу, что ж поделаешь)
@rina_rot, да, усталость завуча проскальзывает в тексте. У меня нет знакомых учителей, вот я и все время спрашиваю тебя)) ну ок.
Это разминка перед Академией?)
Ты всегда все поэтично описываешь, но в этом случае через поэзию пробрался конкретный образ-
- как-то не по себе, брр.
буду представлять, что это стеб или символ чего-то, как преступление Раскольникова
@Nyut, люблю свой тег)
И не совсем честно, молчать о сорокинских деталях в рецензиях на его книги)) Стеб то да, насчет символа вопрос, у меня нет и вариантов..
@psycho, я без претензий, тоже люблю твой тег) видимо, мне детская тема в этом контексте тяжела
@Nyut, если интересен Сорокин, можешь почитать короткий рассказик Тополиный пух. Там нет детей, нет секса, но есть перелом жизни)) весьма забавно и мощно
C каждой твоей рецензией на Сорокина, мне всё меньше хочется его читать
@lerochka, вот значит как, из-за меня страдает творчество Сорокина))
@psycho, хотела Метель читать) тополиный пух - посмотрю)
@Nyut, какая Метель? На дворе тополиный пух, жара июль,ночи такие лунные... Не отпускает со вчерашнего вечера эта песня)
@lerochka, метель - это личное))
Волшебное чтение, незабываема прогулка по кроличей норе! Автор мягко ломает шаблоны восприятия.