Рецензия на книгу Река от julie
Уже сейчас, не прочитав последнюю часть трилогии, и даже, если вдруг она окажется хуже, чем две предыдущие, я могу смело сказать, что этот автор и его произведения – приятное открытие этого года (очень надеюсь, что не последнее). В этом романе, как и в «Пианистах», очень много музыки, преимущественно классической. При желании можно было бы прослушать упомянутые в книге произведения, какие-то из них мне бы наверное понравились, какие-то – нет. Но прочувствовать эту музыку так, как ее чувствуют автор и его герои, увидеть в ней то, что видят они, я не смогу никогда, потому что я не исполнитель. И я осознаю, что значительная часть этого романа прошла мимо меня, не зацепив. Постоянные упоминания различных музыкальных произведений и особенностей их исполнения, тональностей, роялей и т.п., когда в этом всем совсем не разбираешься, очень быстро надоедают и начинают раздражать. И только герои, постоянно пребывающие на грани, когда не всегда понятно больные они или здоровые, вполне реальные или почти сказочные, заставляют сопереживать им и читать этот роман страница за страницей, продираясь сквозь названия, фамилии, термины. Благодаря автору я краем глаза заглянула за кулисы концертного зала и лишний раз убедилась, что исполнение классической музыки на высоком уровне – это адский труд, в жертву которому несут собственные время, силы, здоровье и личную жизнь, а получают взамен короткие мгновения счастья, во время удачного исполнения какой-нибудь сонаты. Музыка в этом романе не прощает ошибок и не терпит конкурентов, поэтому Аксель все равно не смог остаться на середине реки рано или поздно ему пришлось бы выбирать между Сельмой и Марианне, между музыкой и семьей. Но Марианне предпочла все решить сама, и за себя и за других. Я практически до самого финала не понимала, к чему эти постоянные разговоры о праве женщины на аборт. Даже притом, что Марианне – гинеколог и вся из себя бунтарка, мне они казались лишними, какой-то искусственной вставкой из совсем другого произведения. И только в конце я поняла, что это была своего рода подготовка. И все равно у меня остался вопрос: «Почему?» Неужели нельзя было по-другому…
Ооо, наконец-то кто-то ещё, кроме меня оценил Кетиля Бьёрнстада))) Для меня это приятное открытие прошлого года, и вся трилогия гордо красуется на книжной полке. И да, могу заверить, что исполнителям такое читать ближе.
@liu, иногда казалось, что автор не подумал, что его романы могут читать люди, которые "не в теме"). Некоторые фрагменты написаны для музыкантов и только для них. Я очень долго не решалась добавить "Пианистов" на полку "хочу прочитать" из-за боязни, что там кроме музыки ничего нет.
@julie, ну кстати "Пианисты" в это плане ещё вроде ничего, там мало терминологии, больше психологических моментов, а вот в "Докторе Фаустусе" Томаса Манна - там очень всё заковыристо местами, но тем не менее и немузыканты оценивают)
@liu, согласна с Вами. Я хоть и поставила одинаковую оценку двум романам, но "Пианисты" мне понравились больше, именно из-за большего внимания к психологии. А за Манна после "Волшебной горы" я возьмусь еще очень не скоро)
@julie, я не могу выделить какую-то часть из трилогии, все понравились, 1-я скорее отличается свежестью эмоций, так как новый автор, новый язык, ко второй и третьей части уже больше знаешь, чего ждать) А что не так с Манном? =)
@liu, в "Волшебной горе" очень много философии и мало действия.
@julie, да, в этом плане Манн своеобразен =)