Рецензия на книгу Шагреневая кожа от neveroff

Я уже говорил про двоякость моего восприятия Бальзака. Этот роман не исключение. С одной стороны - лучшая на мой взгляд его история, задумка. И с другой стороны - худшая реализация.
Кратко о чем книга: юноша по имени Рафаэль в следствие обстоятельств становится обладателем необычной ослиной шкуры, которая исполняет его желания, но при этом укорачивает жизнь. В примитивном варианте можно считать, что Рафаэль продал душу дьяволу. В более глубоком рассмотрении мне нравится другая позиция: он (как и большинство из нас) тратил жизнь на ерунду, добиваясь положения, денег, женщин, но при этом не нуждаясь в объектах своих желаний. То место в жизни, те суммы денег и та самая женщина были всегда рядом. Но так часто кажется, что у соседа трава зеленей. Поэтому все побежали и Рафаэль побежал...
Теперь мысли, впархивавшие в черепную коробку во время чтения:
1. Как бы было здорово, если бы Бальзак мог слиться в творчестве с Гофманом в момент написания тем "Эликсира Сатаны". Той книге не хватало бальзаковской житейской стороны, этой - яркости гофмановских красок и точности слов.
2. Словоблудство. Я сам могу болтать по долгу. Но книжные диалоги, когда один персонаж говорит три страницы, а второй отвечает ему четыре... Все же это перебор. Антонпалочевский афоризм для Бальзака пустой звук, к сожалению.
И сюда же можно отнести советы людей, к которым обращается Рафаэль. Вот пришел он с вопросом "что это за кожа?" к биологу и получил на шесть листов лекцию про непарнокопытных. И еще две страницы конкретно про арабских осликов. И еще чуть-чуть совсем конкретно про куланов. И лишь когда уже я взревел в голос, профессор назвал точное животное и точное название кожи. Вот только если бы Рафаэль был живым человеком, он к этому моменту уже застрелился бы.
А потом аналогичные сцены с физиком-механиком, а потом с химиком. Про консилиум докторов я вообще молчу.
3. Бальзак любил женщин, это чувствуется. И он красиво умеет их описывать. Правда дамы у него, как и у Бунина, словно шахматные фигурки - либо белое, либо черное. Всего пара типажей. Т.е. внешность их и чувственность автор передает отлично, а человеческую сторону - по минимуму. А то и вовсе мимо кассы.
4. В целом роман продолжает идею книги "Отец Горио" про грязь в высшем обществе. Недаром здесь появляется тот же персонаж - Растиньяк, который еще тогда из совестливого студента превратился в светского льва и сноба. А теперь учит уму разуму новичков.
Не могу сказать - считал ли Бальзак, что в высшем обществе можно "выжить" и остаться порядочным человеком, или у всех один путь. Но я считаю, что моральные уроды и бессмысленно тратящие свои дни люди существуют в любых слоях общества. Разве что если не брать в расчет политику, но это совсем другая история.
5. Финал книги - это то, ради чего стоит читать произведение. Гротескно и реалистично. Мистично и естественно. С двойным углом зрения и многоходовочкой в эпилоге.
6. Мсье Бальзак, чего ж вы такой нудный, а?
Итог.
Как я сказал - это лучший роман по замыслу. Но читая его очень трудно не вспомнить про господина Гюго и его "Собор парижской богоматери". В смысле - один француз до молекул разобрал всю кладку собора, другой растолковывал и разжевывал мнение каждого персонажа до такой степени, как будто книгу адресовал инфузориям туфелькам...
Поэтому хоть и оценка высокая, и рецензия положительная, но я честно признаюсь: давно я не пробирался через текст с таким трудом. Рад, что дочитал до конца, но дочитывая чувствовал себя бурлаком на Волге или грузчиком в Одесском порту.
А с чего нынче Бальзак на разборе у тебя?
@lerochka, не спугните))))
@lerochka, накачал штук 50 аудио книг и иду по алфавиту. Бабель, Бальзак. Но сейчас перепрыгну на каверина: соскучился за любимым чтецом.))
Из длительных библиографий запланированы только Достоевский, Кронин, уальд и огенри, но на последнего писать буду одну на все, как на По. Поражаюсь как вы на рассказы пишите))
Крута рецензия..
и про Бунина согласен, правда его давно читал
@psycho, спасибо, Саня. А я Бунина читал на флешмоб прошлым летом. Два сборника. И именно читая его рассказы подряд это заметно. Как и у Бальзака - именно не по одному произведению сужу. Читал и вспоминал твой вопрос про писателей, кто способен описать женщину. Оказывается мало их, совсем мало...
Вот уж на что я любитель длиннейших описаний и разглагольствований в книгах, но Бальзак у меня не пошёл, сколько не пыталась, года 3 назад и вовсе бросила пытаться) А рецензию очень приятно было почитать. Вспомнилась шутка, гуляющая на просторах интернета "Красная шапочка" в исполнении разных авторов (видел, наверняка). И бальзаковская шапочка выглядит так:
"Волк достиг домика бабушки и постучал в дверь. Эта дверь была сделана в середине 17 века неизвестным мастером. Он вырезал ее из модного в то время канадского дуба, придал ей классическую форму и повесил ее на железные петли, которые в свое время, может быть, и были хороши, но ужасно сейчас скрипели. На двери не было никаких орнаментов и узоров, только в правом нижнем углу виднелась одна царапина, о которой говорили, что ее сделал собственной шпорой Селестен де Шавард — фаворит Марии Антуанетты и двоюродный брат по материнской линии бабушкиного дедушки Красной Шапочки. В остальном же дверь была обыкновенной, и поэтому не следует останавливаться на ней более подробно..."
@liu, ага, там целый список писателей был в пересказе Шапочки.)) А я вот три книги Бальзака за эту неделю. И думаю на этом мы с ним расстанемся.
@neveroff, в моих глазах это подвиг))) Три книги Бальзака подряд....
Одно из наименее нудных произведений Бальзака. Можно представить - что там в других)) "либо белое, либо черное." - ну да, блондинки и брюнетки
@Shishkodryomov, а как же шатенки и рыженькие?))
@neveroff, сегодня рыженькая, завтра темненькая - нет в этих женщинах постоянства