Рецензия на книгу Маленький человек, что же дальше? от ida_frei

Все наши жизни – пыль на дороге,
Чьи-то надежды, чьи-то тревоги.
Мы безразличны чёрту и Богу.
Тихо ложится пыль на дорогу.
(Otto Dix)
Иногда для того, чтобы в общих чертах сложилось мнение о книге, достаточно двух строк из биографии писателя: «Рудольф Вильгельм Фридрих Дитцен, родился 21 июля 1893 г. в Грайфсвальде, умер 5 февраля 1947 г. в Берлине». Вы тоже ощущаете этот липкий холодок в груди и желание отвернуться?..
«Маленький человек, что же дальше?» – один из первых романов Рудольфа Дитцена, который публиковал свои произведения под псевдонимом Ганса Фаллады. Конечно, каждый из нас – заложник времени, в котором мы живём, но Фаллада принадлежал к тому поколению, которому особенно досталось в процессе творения истории.
Итак, Германия, начало 1930-х гг. Молодой человек Иоганнес Пиннеберг, у которого уже было более десятка девушек, жил, в общем-то, вполне сносно, был не подающим особых надежд, но вполне достойным молодым человеком. Пока не случилось одно происшествие: он и его партнёрша стали жертвами незапланированной беременности. Это не сарказм, нет… Но просто представьте: мир недавно пережил Первую мировую войну, после которой так и не наступило никакого периода не то что бы процветания, нет, но хоть какого-то затишья, спокойствия. Экономика нестабильна, граждане из-за инфляции потеряли свои сбережения (это отражено в истории первой домохозяйки молодоженов), происходят постоянные столкновения между партиями коммунистов и социал-демократов, и противоречия в политических взглядах действительно могут стать причиной семейных конфликтов (отец и брат Овечки).
И всё же 23х-летний Иоганнес готовится стать молодым отцом в этих немыслимых условиях. Но у него есть работа. Пока есть. У него есть жена, которую он ласково называет Овечкой и они ждут Малыша. И у всех них есть хоть какой-то дом.
«Ах, таких, как он, миллионы. Министры обращаются к нему с речами, призывают к воздержанию, к жертвам, взывают к его патриотическим чувствам, убеждают класть деньги на книжку и голосовать за поддерживающую устои государства партию. Он делает это или не делает, смотря по обстоятельствам, но он им не верит. Нисколько не верит. В глубине души он чувствует: все они хотят что-то получить от меня и ничего не хотят дать мне».
И эти двое являются олицетворением всего ужаса, иррационального и концентрированного ужаса той эпохи, где они не значили ничего. Где они – лишь маленькие человечки, пара пылинок под сапогом истории. Они молоды и пытаются выживать, пытаются оставаться людьми, любить, думать о будущем, об их Малыше и о том что, может быть, этот кошмар кончится когда-нибудь? Ведь ничто не может длиться вечно.
Но ведь их не просто двое. На них лежит ответственность за их ребенка. У молодого мужа понемногу сдают нервы из-за того, что ему всерьез пришлось задуматься об образе своей жизни и новых тратах, и Овечка хоть как-то помогает ему справиться с тем, что творится у него в голове. Иоганнеса ничто не радует. Ребенок для него – уродливый гномик, который откровенно пугает его. Жена уже не является лучшей женщиной, что он знал. Он растворяется в череде неурядиц и постоянных проблем, он постепенно теряет человеческий облик, заботы о пропитании в буквальном смысле сводят его с ума. Он стал жертвой своей эпохи и не может создать свою уютный камерный рай, где он был бы счастлив со своей женой.
И на протяжении всей книги эта атмосфера становится всё гуще и тяжелее, она просто высасывает все краски из жизни и оставляет только серый и чёрный. И это не грусть, нет. Это отчаяние, безысходность и смирение, осознание и принятие неизбежности. И если Иоганнес думал, что всё, это – предел, нижний уровень ада, то он просто ещё не знал, какие сюрпризы готовит осень 1939 г. Финал книги открыт, но именно это ждёт в конце концов маленького человека.
Возможно, если я наберусь храбрости, прочитаю «Каждый умирает в одиночку», потому что пишет Фаллада превосходно (я не ожидала, что эта книга в 1932 г. написана). Но не думаю, что это произойдет в ближайшее время – после таких книг даже мне нужно переключиться на что-то менее депрессивное =)
Сессия закрыта, поздравляю! И у меня нет слов, я прослезилась на этой рецензии и думаю, что мне срочно нужно прочесть Фалладу...
@liu, песню послушай, "Пыль" называется (группа указана), проникнешься атмосферой произведения по полной=) Книга ужасна, не советую (я в восторге, но неподготовленная психика может уйти в депрессию=D).
Вторая моя писанина вызывает у тебя физиологические реакции: мурашки и слезливость. Я горда и готова к написанию новых рецензий :З
@ida_frei, прекрасно, у меня вообще качественные тексты часто вызывают физиологические реакции) А насчёт неподготовленной психики - это не ко мне, я обожаю читать и смотреть депресняк! И сейчас ещё и настроение самое то для такого. И за музыкальный совет спасибо, послушаю, а возможно ещё и что-то своё подберу, тогда тоже поделюсь, вроде должна успеть прочесть)
@liu, здорово было бы потом сравнить впечатления ^___^
стоящая книга, кажется))) спасибо за рецензию) и напомнило "Семью Опперман" Фейхтвангера...
Вот это рецензия! Сразу захотелось прочесть книгу.
@MYRRRuna, не слышала никогда о такой=) Но у меня образовался год знакомства с немецкой литературой первой трети XX века, возможно, доберусь и до Фейтвангера ^__^ Спасибо за наводку=)
@torp Благодарю =)
@ida_frei, тебе спасибо за наводку на Ханса))) а Фейхтвангера стоит почитать)) я, правда, его тут уже многим рекламирую =D
@MYRRRuna, тогда уже спасибо @liu от нас обеих=D Потому что книжка на ридли без единой рецензии, и я никогда о ней не слышала ранее=) Фейхтвангера скачала и добавила к папке академии - будет ждать своего часа=)
@ida_frei, мы с @liu обсуждали возможность проведения осенного марофона по Фейхтвангеру) так что, если захочешь, присоединяйся)
@MYRRRuna, очень хочу!=) Благо, времени с сентября, надеюсь, будет гораздо больше, чем сейчас=)
@ida_frei, вот и ладушки))) не теряйся только)
Хорошая, густая, тянущаяся и тяжелая по атмосфере рецензия