Рецензия на книгу Гибель Дракона от liu
Роман "Гибель дракона" получился у меня самым долгочитаемым произведением в рамках всего факультета. Он массивен, трагичен и эпохален, не случайно автор писал его целых 9 лет. Что интересно, название в переводе на русский выражает идею гораздо красивее чем оригинальное название "Япония тонет".
Под драконом подразумевается вся загадочная и невероятная Япония:
"Дракон корчился в жестоких судорогах. Его тело - изогнутое, словно в погоне за шаром, с задорно поднятым хвостом - сейчас было охвачено огнём, окутано дымом. Его крепкий хребет, между шипами которого росли густые зеленые леса, растрескался, и из этих ран, пульсируя, била горячая кровь".
Это безумно красивый роман-катастрофа. Автор, признаваясь в нескончаемой любви к своей стране, отдавая ей всего себя, убивает её, как будто бы при этом убивая и себя. Прекрасное метафорическое самоубийство.
Это также и очень подробный, детализированный, прописанный с особой тщательностью труд. Целые главы посвящены научным подробностям: геология, география, геодезия, физика, сейсмология... Описания измерений и процесса скоростных исследований. Моментами это захватывало, моментами мозг уставал. Тем не менее, проделанная автором работа - колоссальна. Но роман подробен также и в политическом, социологическом и психологическом плане. Сакё Комацу охватил все сферы жизни, поэтому его картина целого народа перед лицом катастрофы получилась такой убедительной, живописной и эффектной.
Как будет вести себя общество, глядя в глаза смерти? Сначала это пора сомнений и неверия. Но учёные проводят без сна дни и ночи, сначала идя на поводу интуиции, затем ужасаясь фактам. Политики пытаются залатать дыры в бюджете, выделяя грандиозные суммы на тайные исследования, боясь огласки и паники населения. Население что-то подозревает и тревожится, впадает в безумства. Но природа безжалостна и она не ждёт, пока её неразумные дети успеют всё проанализировать, составить план действий и эвакуировать всех и вся. Землетрясения, цунами, ураганы и ливни - всё то, к чему привык японец выходит за рамки обыденного. Целые острова исчезают, извергаются вулканы, маленький мир трещит по швам и миллионы гибнут.
И всё же. На мой взгляд, то, как справлялись с этой ситуацией и правительство, и жители выглядело вполне достойно для конца 20 века, и спасено было гораздо больше, чем можно было бы ожидать. Несмотря на критику социального устройства, несмотря на бюрократию и твердолобость, на которые указывает автор, он больше хвалит, чем ругает, он спасает больше людей, чем губит. Странные чиновники, недалёкие граждане, взбалмошная молодёжь и негибкие старики, все они превращаются в единый народ, они - японцы. А японцы стойкие и восприимчивые, с обострённой чувствительностью, они в итоге паникуют меньше других, они славные и особенные, они верят в свой народ и в свою страну, они сделали из неё страну чудес и они по-другому смотрят на смерть. Очень интересно наблюдать за тем, как автор вырисовывает национальный характер, добавляя всё новые и новые краски, говорит от имени разных персонажей и сравнивает с другими, большей частью с Америкой. "Я думаю, что все японцы - народ "камикадзе". Все без исключения - отважные воины... Даже молодое поколение, которое считается мягкотелым, внутри системы действует, ни в чём не отставая от старшего..." Смотря на этот загадочный народ и в контексте истории, и глядя на них в современности, можно видеть, что во многом походя на любой народ, они остаются какими-то неземными.
И вот, эта книжная Япония, азиатская Атлантида, этот изящный и мощный дракон, тонет и взрывается одновременно. Стихии огня и воды пульсируют и торжествуют, увлекая страну восходящего солнце в Danse macabre, свой роковой танец смерти. И хотя автор описывает множество людей - учёных, политиков, журналистов, обычных граждан, юных девушек, старцев, детей, женщин и мужчин среднего возраста, все они превращаются в итоге в массу, и на первый план выходит трагически погибающая красавица-Япония.
Прекрасное метафорическое самоубийство.
утащила))) не знакома с кем-то из японцев?)
@MYRRRuna, я училась в Будапеште с японцами в группе и ещё в Израиле пересекалась) Они - занятные, милые и удивительные))) Будь готова к научной нудятине, если утащила к себе)
@liu, готова, натренирована) а я вот и не пересекалась с ними... интересно пообщаться. Любопытно узнать, они, правда, не от мира сего?))) Если да, то я их заочно люблю)
@MYRRRuna, они действительно совершенно другие) Но в этом плане, мне и друг из Южной Кореи показался совсем другим, тоже ведь близкая к Японии культура... Но японцы - совсем-совсем особенные)
@liu, у меня пока только венгры, американцы и индусы))) но, жители Индии, кстати, тоже интересные... Наивные немного, что ли... но это притягивает)
@MYRRRuna, у нас есть друг-индиец, который КОНЕЧНО ЖЕ программист, но он переехал в Штаты и наивности в нём по нулям)
@liu, может, издержки профессии?) а, может, это я наивная? =D
@MYRRRuna, вопрос тогда в том, что ты понимаешь под "навиностью" =)))
@liu, бесхитростный, доверчивый...)
@MYRRRuna, у меня сложилось впечатление, что это не о тебе)))
Слушай, описание шикарное. Но я прям чувствую эти подводные камни в виде нудных фактов, которые сделали этот роман долгочитаемым для тебя)
И все-таки японцы ярые националисты)
@andres, вот я так рада, что прочла, потому что сейчас за такое уже не взялась бы, и хорошо, что я тогда не знала обо всех подводных камнях. Японцы, кажется, действительно одни из самых ярых националистов, у них очень суровые законы для иммиграции, и процедура получения гражданства вроде какая-то дикая.
@liu, убедила) думаю эта книжка не для меня))
@andres, а ты вообще как к японской литературе в целом относишься?
@liu, я с ней плохо знаком. Читал Мураками, отряд 731 и Исигуро, если он считается представителем японской литературы. Все.))
@andres, у меня список побольше, но я вечно забываю имена авторов, которых прочла) Надо перепроверять...
@liu, а ты можешь среди них кого-то выделить?
@andres, могу, но мне надо подумать, ближе к вечеру отвечу)
@andres, вот наконец-то я дома и могу спокойно вспомнить японских авторов. Исигуро я тебе уже называть не буду, но в свете последних событий, мне его очень хочется перечитать. Вот если тебе что-то советовать, то наверное это: Огни на равнине (Сёхэй Оока), я впечатлилась тогда и долго размышляла. Чуть менее впечатляющее, но очень приятные это: Земля-пустыня (Сэйте Мацумото) - японский детектив, который не совсем детектив, и Мастер игры в го (Ясунари Кавабата). Есть ещё ряд книг про детей, не уверена, что тебе такое интересно: Тотто-тян, маленькая девочка у окна, Взгляд кролика, Друзья.
Сейчас кстати читаю Сердце Сосэки Нацумэ. Для меня книга особенная, так как она любимая у друга из Южной Кореи, он ярко выраженный интроверт, и книга такая же, так что прям вижу этого друга на страницах)
@liu, Добавил себе кое-что. Никогда не смотрел в сторону Востока вообще. Огни на равнине хочу прочитать