Рецензия на книгу Будденброки от Frogg_n
«В каждом из нас много половинчатого, много такого, что поддаётся разным толкованиям».
— Придётся сидеть на камнях.
— На камнях?
Как вы отнесётесь к путешествию в прошлое? Хотелось бы вам посетить Северную Германию девятнадцатого века и познакомиться поближе с семейством Будденброков? Они богаты и известны и проживают в Любеке, где находится их фирма «Иоганн Будденброк». Не интересует? Но ведь вам выпадет шанс понаблюдать за четырьмя поколениями семьи на протяжении сорока с лишним лет. Вы сможете проследить их судьбу от деда до правнуков. В конце концов, это же история гибели одного семейства. Всего лишь одна страница бесконечности.
Всё начинается в октябре тысяча восемьсот тридцать пятого года, когда на улице опадали листья, всё окрашивалось в красно-жёлтые цвета и шли дожди. Глава семьи, Иоганн, и его вторая жена, Антуанетта Будденброк, в девичестве Дюшан, сидели за семейным столом и наслаждались обществом своего сына — консула, который уже стал трижды отцом, преданно любящим детей и консульшу. Несмотря на наступление осени, стояла тёплая погода. Никто не грустил, все только радовались, поглощая пирожные и колотые орешки. Не наедалась лишь бедняжка Тильда, племянница дедушки Иоганна.
Знаете, они довольно часто собирались вместе. Не сколько по пустякам, сколько и по значимым событиям. И, опять же, были очень счастливы и довольны своей жизнью бюргеров. Они процветали, богатели и, в общем-то, оставались довольны. Их мало занимала музыка, так, если только немного развлечься, поиграть чуть-чуть, так как больше приятного они находили в архитектуре и литературе, но всё равно оставались довольно далеки по отношению к искусству в любом его проявлении.
Прагматики, материалисты, серьёзные и мужественные люди, где даже женщины похожи характером, заключающим в себе твёрдость духа и упрямство, на мужчин, они не могли «позволить» себе такую слабость, как интерес к нечто такому хрупкому и чувственному. К ним нельзя относиться однозначно: то ли положительно, то ли отрицательно. Но можно уважать их решения и выбор, переживать за них, чувствовать злость или горечь, а также быть с ними рядом. И это вполне возможно, только поверьте в это.
Вам выпадет шанс познакомиться со многими личностями, — никого не делите на хороших, не очень и плохих — они все разные, разносторонние и многогранные. Вы пожмёте им руки, пока они будут о чём-то рассказывать, щебетать, болтать, бурчать и даже немногословно молчать.
Холодная и бледная ладонь с длинными тонкими пальцами сухо пожмёт вашу и будет ждать правильного с ней обращения в дальнейшем.
Загорелая рука с грубой кожей ревностно сожмёт вашу кисть, слегка впиваясь короткими ногтями и оставляя красные полумесяцы.
Плоская ладонь с красивыми ногтями овальной формы вяло и безжизненно протянет вам свои персты, ожидая от вас инициативы.
Рука, вся в веснушках, с короткими фалангами, живая и энергичная, бодро поздоровается с вами, а затем легкомысленно попрощается.
Холёная, пухлая и даже немного рыхлая и потная ладошка неуклюже мазнёт своим прикосновением по вашей коже, подарив не самые приятные ощущения.
А как приветствуете вы?
«Будденброки» — дебютный роман Томаса Манна, написанный в довольно-таки молодом возрасте и отлично раскрывающий психологию людей. Удивительно ясно, точно и проникновенно показав историю одного семейства, писатель приятно поражает своими описаниями, лёгкими, ненавязчивыми портретами, искусно переплетая всё, а позже ловко раскручивая клубок всех тайн и событий.
Немецкий интеллектуал, он говорил, что любит Фёдора Михайловича Достоевского и Льва Николаевича Толстого, возможно, именно поэтому в романе встречаются отголоски влияния Ф.М. Достоевского. По крайней мере, описание погоды за окном, выступающей в роли «предсказательницы» дальнейших событий, которые последуют после неё, ведь именно она играет в произведении далеко не последнюю роль. Глубокие мазки, которые использует Т. Манн при характеристике героев, тоже были присущи русским классикам, включая и монологи, и размышления о смысле жизни или смерти, и многое другое.
В книгу можно, если не влюбиться, то хотя бы почувствовать к ней непонятную нежность, ибо здесь всё такое тонкое, чувственное, оживляюще-одухотворённое. Эмоции героев переживаются как ваши собственные, везде перевоплощаешься из одного действующего лица в другое и вам это даже нравится.
Лично меня особенно захватывает переломный момент в истории Антонии Будденброк, — можно просто Тони — где она стоит перед выбором: замужество ради семьи или ради самой себя. Вся та атмосфера прощания, слёзы, одинокие камни и пчелиные соты — это сильно. Очень.
«Но радость предвкушения, как всегда бывает, осталось самой большой радостью, — потому что всё хорошее приходит с опозданием, когда ты уже не можешь ему радоваться…»
— Ну вот, снова я сижу на камнях, но что поделать…
— Что это значит? «На камнях»?
— О, так, просто выражение такое. Сидеть на камнях…
#Кин1_1курс
#флешмоб_Премия (Нобелевская премия (1929))
Отличной рецензией закрыла 1 курс, поздравляю! Хотя я так люблю читать твои впечатления, что с надеждой смотрю ещё на ближайшие 10 дней с хвостиком)) Отдельно хвалю и за то, что не только с БК умудряешься совмещать, но и мобную книгу выбрала. Кстати, я ждала рец на другое - ты тоже не всегда в порядке прочтения пишешь?) А вот про дебют я даже не знала. Хотела сказать, что тоже на БК подходит, но это я спутала с прошлым годом.
Рулетка предлагает перешагнуть коврик с надписью Welcome под дверью "Семейки Тененбаум" (2001)
А меня тот момент с Тони не захватил. Хотя Да, в молодости сделать такой поступок - действительно сильно. Тони меня в романе веселила, хоть в произведении мало веселого. Для меня таким "сильным " моментом стал миг, когда Томас-сенатор осознал, что то, чем он занимался в жизни - суета.
И вот ещё про рукопожатия в рецензии точно сильно!)
@rina_rot, те же ощущения были у меня. Мысли Томаса - самый пронзительный момент романа. А Тони - она "довольна собой, а большего счастья на земле не сыскать" ( дословно цитату не помню), неунывающая и несломленная. И да, всякий раз, когда она негодовала: "Слезливый Тришке! Грюнлих!" - улыбка сама собой появлялась на лице)
@bedda, а "третий" муж?:)
@rina_rot, у неё ж вроде двое было)) Тришке - это один из святош, которые топтались у них в доме и который к ней приставал (вот негодяй!) А что со вторым мужем у неё не сложилось, с Перманедером, мне даже жалко было, если честно)
СПОЙЛЕР для тех, кто не читал
@bedda, муж ее дочери, она так была озабочена подготовкой к свадьбе и т.п., а потом судебным разбирательством, что шутили, что это ее третье замужество, и оно тоже не сложилось:)
@cupy, я тоже смотрю на оставшиеся дни с надеждой, потому что хотелось бы ещё две книги осилить хотя бы) Дай угадаю, ты рассчитывала на "Маленьких женщин"?)) Иногда люблю устраивать сюрпризы) Пишу по настроению, как впечатлит, так впечатлит, поэтому да, допускаю у себя подобные "неровности". Так-так-так, кажется, это третий раз, когда я открываю тебе Америку)) Так что действительно "Будденброки" — первый роман, который вышел в печать у Манна.
Снова Уэс Андерсон?) Предвкушаю, думаю на выходных засесть с фильмами)
@rina_rot, меня впечатлил не сам поступок Тони: там её желании никакой роли не играли, в основном. Я имела в виду сцену прощания с Шварцкопфом) И вообще все моменты, что произошли во время пребывания в старом доме лоцмана. Момент с Томасом тоже очень сильный и чувственный, не хотела его ставить ниже. А уж когда проститься с ним приходит цветочница... Грустно всё это.
А как приветствуете вы?) И спасибо вам большое за давнишний совет в сторону немецкой литературы, теперь хочется побыстрей приступить к "Эффи Брист".
@rina_rot, )не поняла сразу, о чем вы)) Как-то ее энергия не на то ушла. Интересно, получилось бы у неё что-нибудь с Мортеном?
@Frogg_n, можно на ты) я не касаюсь незнакомых, и не люблю, когда незнакомые касаются меня:) а со знакомыми, но не близкими обычно тоже словами.
@bedda, наверное, нет. Она же все-таки принцесса, а он идейный:) когда влюбленность прошла, всё равно бы их разница была видна. Да и вообще я их даже вместе представить-то не могу.
@bedda, позволите втиснуться в разговор?) Думаю, у них бы всё равно ничего не вышло. Тони не производит впечатления персоны, которая будет ждать, ведь во многом она как балованный ребёнок. Да и старшие Будденброки вряд ли бы положительно восприняли известие о том, что Тони выйдет замуж за человека, не знающего общества и неизвестного для оного же. Может, на первых порах всё было бы отлично, но позже у Тони начались бы проявляться различные капризы и никакая любовь не помогла бы сгладить все неровности. Хотя как знать, как бы всё обернулось, если бы это и если бы то... А как считаете вы?)
@rina_rot, хорошо, ко мне тоже (впрочем, это же естественно)). Мне кажется, сейчас вообще мало людей, здоровающихся при встрече рукопожатием. Всё больше как-то на словах) И довольно многие тоже не любят прикосновения незнакомых, но это вполне логично.
@Frogg_n, да, пожалуй, ничего бы не вышло в конечном счете) Мне кажется, для неё самым важным было, чтобы муж продвигал семейное дело, она же и в Перманедере разочаровалась из-за того, что он не захотел преумножать, а решил уйти на покой. А Мортен вообще не ее круга. Да, вы правы, поначалу бы на свежести чувств выезжали бы, а потом наверное все бы рухнуло, если только оба в политику не ударились))
@rina_rot, да, скорее всего, не вышло бы ничего. Но так жалко было, что она именно в тот момент от своих чувств ради мерзкого Грюнлиха отказалась)
@Frogg_n, две - это очень неплохо. Так нечестно, легко было угадать)) Тем более, у нас и так спрос больше всего на них да Перевал) У меня та же история в последнее время. Да ты ещё и счетовод отменный! Ура, опять в выходные будет наплыв отзывов киношников)
@cupy, и я о том же, нечестно было ожидать Маленьких женщин)) Перевал — довольно спорная книга, к ней нельзя однозначно относиться. До сих пор не могу точно ответить себе на вопрос: нравится она мне или нет? А ты как, читала этот роман? Возможно, ещё сказывается непривычка к тому, чтобы писать рецензии на каждое прочитанное произведение, пульс начинает сбиваться, но пытаюсь всё же держаться в строю. Прям уж отменный, это я просто так морально готовлюсь к профильной математике)) Может, наплыв также и на рецензии случится)
Я наконец-то нашла спокойный уголок и во времени, и в пространстве, чтобы насладиться чтением твоей, как всегда очень сценической, рецензии. Абзац с ладошками - прекрасен, задумалась о том, что в современном мире некоторые мужчины до сих пор впадают в ступор, если женщина протягивает руку для рукопожатия. Ну и цитата о сидении на камнях, меня прям окутало книжными воспоминаниями. Ещё вспомнилось о том, что при любом повороте событий, семейство было обречено на печальный конец. Ну а остальные мысли ты уже у меня читала))))
@liu, да и не только мужчины впадают в ступор, многие "подвисают", когда ты протягиваешь им руку для рукопожатия. Спасибо, конечно, но это не цитата)) Я просто взяла основу разговора о сидении на камнях и попыталась составить диалоги, которые смогут передать всю ту атмосферу одиночества, заключённого в этом действии. Да, они так много раз делали попытки удержаться на плаву и всё равно оставались обречёнными на провал. Чем роман начался, тем и закончился. Хорошо показан цикл жизни, так скажем)
@Frogg_n, приняла за цитату, так как про камни-то я очень хорошо помню, но в каких выражениях точно не воспроизведу. Вот, я твои фразы уже за цитаты принимаю, в пору тебе самой книги писать =) Для меня это даже не весь цикл жизни, а процесс угасания.
@liu, может быть, в далёком будущем да куда-нибудь в стол))) Манн отлично показал процесс угасания, но можно же ещё прилепить и сам процесс жизни, т.к. в начале мельком говорится об одной семье, что разорилась и пала, из-за чего её место заняли Будденброки, а в конце уже сами Будденброки угасли, вот я и начинаю думать, что после них обязательно придёт кто-то другой, в данном случае — Хагенштремы. Такой вот цикл жизни, процесс рождения и угасания))
@Frogg_n, прилепить процесс жизни очень даже можно, но для меня во главе всего был именно процесс угасания, ведь именно то, с какой достоверностью и пронзительностью это сделал автор и удивительно - ведь он был ещё так молод!)) А так да, идея жизненного цикла, конечно, тоже присутствует, да ещё как)
@liu, и меня удивило то, с какой точностью Манн смог описать весь этот процесс угасания, несмотря на свой довольно "зелёный возраст" — 26 лет. Но ты писала в своей рецензии, что автор взял ещё за основу свой жизненный опыт, ведь его семья пережила крах и разорение. Эх, с каждым словом в сторону Манна он мне нравится всё больше и больше)
@Frogg_n, хм, твоя последняя фраза меня прям подзадорила на один факт о Манне, который ты возможно и знаешь. Недавно с другой девушкой обсуждали его творчество и как-то плавно переключились на его личную жизнь и на то, что у него были гомосексуальные наклонности и он влюбился в собственного сына (с оговоркой, между ними не было ничего в физическом плане), сын кстати потом самоубийство совершил, но это семейное, у них там целый ряд самоубийц в роду.
@liu, про гомосексуализм я знала, но про сына — нет, т.к. не особо углублялась в биографию Манна. Ну и про самоубийц тоже, но теперь захотелось побольше узнать об авторе, очень меня заинтересовали твои слова в сторону того, что это у них семейное. Меня всё это не пугает/отвращает или что-то в этом роде, я ведь оцениваю именно творчество, а не выстраиваю мнение о личной жизни и судьбе) Да и среди авторов достаточно людей нетрадиционной ориентации.
@Frogg_n, ну вот это хорошо, что умеешь отделять творчество от человека. Я кстати творчество от человека не отделяю, но по другой причине - я очень люблю искать биографические моменты в произведениях. Сегодня касались этой темы, и некоторые принципиально не читают того или иного автора, потому что автор раздражает как личность, упоминался Достоевский)
@liu, на биографических моментах сразу вспомнила Джойса))) Так что здесь — в едином целом человека и его творчества — я полностью согласна) Очень многое можно узнать, понять и провести ещё любопытные параллели. Достоевский, конечно, не ангел, но у него довольно хорошие книги... Эх, жаль, что некоторые так поступают))
@Frogg_n, он, как человек совсем нехорош, но мастер слова, в этом ему не откажешь. Но думаю можно и без Достоевского прожить спокойно, без него скорее даже спокойнее.