Рецензия на книгу Накипь от AprilDay
Октав Муре, молодой человек из провинции, прибывает в Париж с честолюбивыми мечтами завоевать этот город и заодно весь мир. Муре небогат, зато хорош собой, у него вкрадчивые манеры, золотисто-карие глаза, бархатный взгляд. Поэтому он делает ставку на женщин. Денежная вдова со связями или юная невеста с приличным приданым и могущественными родственниками - вот его средство добиться богатства, власти, известности.
В Париже Октав снимает комнату в респектабельном буржуазном доме - мраморные стены, внушительный привратник, достойные жильцы. Однако идет день за днем, перед ним постепенно открываются тайны каждого семейства, стены словно становятся прозрачными. И какой же гнилой оказывается сущность этого величественного с виду дома!
Начать со здоровья: почти каждый жилец чем-то болен, начиная от прислуги и заканчивая домовладельцем. Здесь алкоголизм, мигрени, неврастении, венерические заболевания, припадки, хронические простуды, бесплодие и так далее. Нет практически ни одного здорового человека.
Такое упадочное физическое состояние - следствие совершенно дикого образа жизни нескольких поколений подряд. Все интересы крутятся вокруг пороков и денег. Мужчины - игроки, или развратники, или и то и другое вместе. Женщины - мотовки, истерички, скандалистки или безвольные невежественные куклы. Например, одна героиня трижды забеременела и родила ребенка, но так и не поняла причину, ведь родители держали ее в строгости "на домашнем воспитании". Каждая семья старается пустить пыль в глаза, прикрыть свои грешки. В общем-то это легко. У мужа содержанка? Вы на свадьбе, где всем известно, что девушка и ее мамаша подло окрутили жениха? Обманутый муж и любовник в одной гостиной? Просто делайте вид, что ничего особенного не произошло.
Проникновение в тайны дома постепенное. Если бы с первых строк Эмиль Золя показал изнанку буржуазной благопристойности, у читателя, вероятно, был бы шок, или наоборот, роман не оказывал бы такого сильного воздействия. Но когда входишь в нарядный светлый теплый подъезд приличного дома, а к концу романа принимаешь роды у бедной служанки Адель на чердаке этого самого обиталища, контраст разительный.
Возможно, Эмиль Золя был небеспристрастен. Но все-таки он король натурализма, роман написан мастерски. От самых светлых тонов жизни к самым темным и мрачным оттенкам безнадежности. И Октав Муре, хотя на фоне многих других мужских персонажей он смотрится выигрышно, показал самые низкие черты характера. Мне даже кажется несправедливым его счастье в финале "Дамского счастья". Но зато стало понятно, чем же его зацепила Дениза.
Не знаю, советовать ли читать этот роман. По мне, он больше не художественный, а какой-то хирургически-обличительный: вскрывает язвы общества и прочее. Мне были интересны первые шаги Октава Муре в Париже, я узнала, как он начинал, как к нему пришел первый успех. Если бы не интерес к этому герою, вряд ли я выдержала бы весь поток мерзости в этом романе. Так что для тех, кто еще не читал эти два романа, мне кажется, идеальной будет последовательность: сначала "Дамское счастье", потом "Накипь".