Рецензия на книгу Сарторис от kassie_lawliet
Подобно Кинговскому Дэрри, Йокнапатофа - вымышленное место, в котором происходят события многих романов Уильяма Фолкнера. Правда, в тех местах не водятся монстры и маньяки, но проблем у местных хватает и без всякой нежити.
С этим округом я уже знакома благодаря роману "Шум и ярость". Забавное совпадение - читала я его тоже осенью, правда, далекого 2012 года. И так же, как и "Сарторис", тот роман мне не то, чтобы очень понравился, но попал под правильное настроение, а потому оценила я его хорошо.
Не сразу мне удалось настроиться на нужный лад, и первую четверть романа я читала с легким недоумением, задаваясь вопросом: а о чем же, собственно говоря, эта книга? Я так привыкла к тому, что обычно в произведениях одни события стремительно сменяют другие, а за стандартные 200-300 страниц романа герои успевают пережить столько приключений, что кажется, другим хватило бы на две жизни. Подсознательно ожидая подобной динамики и от этой книги, описания размеренного существования Сарторисов поначалу воспринимались, словно наблюдения за активностью черепах.
Лишь к середине романа я увлеклась по-настоящему. Что Фолкнеру удается на славу, так это описания - удивительно живые, яркие, поэтические. Такие, что всем телом и душой ощущаешь и дуновения ветерка, и холод морозного утра, и запах пыли в заброшенной комнате, и вкус свежесваренного кофе. Причем, автор добивается красочности при помощи минимального набора фраз, не утяжеляя текст длинными вычурными оборотами. За это, пожалуй, я и накинула один балл.
Жаль только, что при таких живописных описаниях природы и быта, персонажи книги выглядят блеклыми, а внутренний мир большинства героев так и остался для меня загадкой. Вроде бы узнаешь про их беды, но не чувствуешь ровным счетом ничего, словно прочитала заметку в газете о чьем-то несчастье: "у жителя города Н. сгорел дом, и осталась вся семья на улице". Жалко, грустно, но сочувствие это мимолетное. А о семье этой позабудешь уже к обеду.
Старый Байярд показан дряхлым старичком. Как и многие люди его возраста, он глуховат и вредноват, но при этом добр, хотя и скрывает это. И все же трудно разгадать, что это был за человек.
Мисс Дженни - забавная старушка, она могла бы составить достойную компанию вдовствующей графине Грэнтем. Она остра на язык, и все в городе знают, что лучше разозлить самого черта, чем мисс Дженни. Пожалуй, наиболее понравившийся персонаж во всей книге.
Молодой Байярд. Именно его трагедия находится в центре внимания романа. И его отчасти, действительно, жаль, - то, что пришлось пережить Байярду, не пожелаешь никому, - но все же эгоизм в этом человеке зашкаливает.
Нарцисса как личность вовсе не раскрыта. Казалось, что она введена в повествование лишь потому, что надо было дать продолжение роду Сарторисов, а без женщины это невозможно. А еще с ее помощью усилили акцент на эгоизме молодого Байярда.
На мой взгляд, роман все же не об упадке богатой семьи, как гласит аннотация, хотя и этот момент присутствует. Это история о несчастном человеке, так и не сумевшем избавиться от чувства вины. Байярд мучается и не может найти покой, причиняя еще больше страданий самому себе и своим близким. Еще одна искалеченная войной судьба.
Видимо, книги Фолкнера можно отнести к "осенним" произведениям, и читать их стоит именно в это время года, когда сам воздух, кажется, пропитан меланхолией и печалью. Хотя, не советую браться за роман тем, кто и так находится в унынии или страдает от осенней хандры, из-за большой доли вероятности усиления депрессивного настроения и грусти и тоски.