Рецензия на книгу Искупление от liu

Неудачное знакомство с автором какое-то время назад теперь перекрыто более эмоциональным "Искуплением". Более точного названия для романа, кажется, и не придумать, да и сама тема животрепещущая, ведь каждому с самого детства приходится сталкиваться с этим понятием и чувствами, вырастающими из него. Каждый человек рано или поздно совершает что-то такое, за что ему становится стыдно и порой нарастающее чувство вины приводит к желанию её искупить. Размеры вины могут быть разные и счастливчиками оказываются те, чья вина оказалась не настолько большой, чтобы сломать чью-то жизнь настолько, что это было бы невозможно исправить. "Счастливчиками" оказываются и те, кто свою вину не осознаёт или осознавать отказывается. А ещё вряд ли хоть кто-то когда-то узнает полные размеры всего того, за что можно было бы себя ненавидеть, потому что даже при сильно развитом чувстве эмпатии, узнать, что твориться в мыслях и чувствах каждого человека, с которым нас что-то связывает, невозможно. Далеко не всегда дано узнать, как повернулась чья-то жизнь в результате каких-то наших слов или поступков... И здесь запускается воображение.
Может ли воображение стать причиной зла?
Сила воображения переносит нас в другие миры, в параллельные реальности, помогает просчитать тысячи вероятных событий, она подарила нам творчество и науку. Большинство вещей, которые доставляют нам сейчас удовольствие, будь то книги, фильмы, музыка, путешествия, вкусная еда и просто мечты, - всё это продукты великого дара и вполне возможно проклятия, под названием воображение. И вполне обоснованно заявить то, что воображение во многом и создаёт нашу реальность, так как влияет на действия. Безусловно, обычные мечтания и фантазии, которые не приводят к внешним проявлениям, к действию, оказываются мыльными пузырями. Но главная героиня романа Макьюэна - Брайони - крепко-накрепко связала реальность со своим неудержимым воображением, настолько, что увидеть разницу между настоящим и фантазийным оказалось для её неокрепшего 13-летнего сознания невозможным.
Юная Брайони мечтает стать писательницей, она написала целую пьесу к приезду горячо любимого брата, она раскручивает колесо своих творческих шестерёнок в голове всё быстрее и быстрее, а подростковые гормоны ей в этом немало помогают. И вот наступил тот роковой момент, когда всё это колесо раскрутилось до такой степени, чтобы увидеть в реальности то, чего не было... увидеть на миг и, не сомневаясь в истинности фактов, которые на самом деле всего лишь домыслы, заставить поверить и согласиться с ними целое сообщество. И вот воображаемый домысел вырывается из своей псевдореальности и принимается за реальность группой людей, тем самым разрушая жизнь невиновного.
Наш страх и наша ненависть также работает под руку с воображением. Так сжигали на костре ведьм, устраивали войны и геноцид. С помощью силы воображения человечество создало религиозные конфессии и системы правления. И прочувствовав первые волны ненависти, направленных на несуществующую девочку Брайони, задумываешься и о том, что будь она даже реальна, можно ли с такой яростью обвинять 13-го запутавшегося и немного истеричного ребёнка в том, что он обманулся и обманул, если тем же самым занимаются толпы взрослых людей?
Макьюэн ведёт читателя по лабиринтам фантазий, изменивших жизнь нескольких людей, наградивших чувством вины и жаждой искупления и освещает, как всё это находит выход в реальности на протяжении всей жизни бедовой Брайони, как складываются разрушенные жизни её близких. Неизменно живёт вопрос: возможно ли настоящее искупление? А если оно невозможно в реальности, можно ли заслужить его воображением?
По душе пришёлся в этот раз и стиль Макьюэна, и идеи, и раскрытие внутреннего мира героев, и неразрывные связи этих миров. Несмотря на деление на 4 части, создалось ощущение трёхчастности формы из-за наличия трёх временных промежутков: юность Брайони до роковой ошибки, прошедшая в предвоенное время, затем жизнь после осознания вины и идущая фоном Вторая Мировая война и в заключение Брайони в виде повидавшей виды старушки. Будучи не слишком знакомой с творчеством Вирджинии Вулф, сложно провести аналогии с её произведениями, но несколько упоминаний её имени наталкивают на мысль, что связи есть.
КИНООТЧЁТ.
"Искупление" 2007, режиссёр Джо Райт.
Экранизация, просмотренная по второму кругу (пересмотры фильмов, кажется, становятся знаком этого курса), порадовала и отлично передала всё то, что чувствовалось во время чтения и в некотором смысле обогатила эмоции после прочтения. Но в этот раз просмотр стал особенным, так как появилась удивительная связь с предыдущей книгой и экранизацией - "Не отпускай меня" Исигуро. Связь появилась, благодаря ролям Киры Найтли: в "Не отпускай меня" она играла девушку, которая разрушила возможное счастье влюблённой пары, в "Искуплении" же оказалась жертвой похожих обстоятельств. Порадовала Сирша Ронан в роли 13-летней Брайони, и МакЭвой, и небольшая роль Алфи Аллена, ассоциирующегося теперь главным образом с "Игрой престолов", бурю эмоций вызвало и неожиданное появление Бенедикта Камбербэтча, которого даже представить себе на могла в этой роли не самого приятного персонажа.
В фильме гораздо ярче были восприняты символы, наверное потому что воспринимать визуально их легче, например обилие воды - фонтан, пруд, море и при этом дикая жажда в военных условиях. Добавила эстетики и звуковая палитра, например, прекрасная находка делать сопровождение из ритма печатной машинки.
Я подзабыла - какой роман был знакомством?
И снова давно запланированная рулетка, тем более что несколько раз слова рецензии убеждали в уместности. К тому же, к середине последнего курса поняла, что ни разу не предлагала фильмы одного из любимых режиссёров (это трейлер нового Вима Вендерса подтолкнул к теме), Михаэля Ханеке. "Белая лента" (2009). Не могу выбрать у него любимый фильм, но визуально этот сильнее всего.
@cupy, знакомством была "Суббота", которая кажется была даже ничего, но вот это "ничего" я и запомнила, совсем всё плох было со "Сластёной" и какими-то рассказами. А ты кстати сама как с Макьюэном?
Рулетка - отличная, теперь я уже не знаю к чему приступить после Альп, к Ленте или к Эволюции) Обложка просто супер - суровый парень то, что надо. А ещё интересно ,что снятое в цвете сделали чёрно-белым. В этом случае решила, что лучше трейлер не буду смотреть перед просмотром. И Ханеке, сколько я ещё всего не знаю в мире кино. Знала, что он Пианистку экранизировал, но я её не смотрела, но надо поставить на заметку, так как книгу не смогла дочитать, то хоть посмотреть)
Хотела перечитать на этом курсе, но не успеваю катастрофически. Для меня эта история была самым сильным литературным шоком.
@Nyut, история на самом деле не из ряда вон выходящая, сколько подобных разрушенных жизней. А вот подача всей этой истории получилась впечатляющей) А ещё интересно, что когда смотрела фильм первый раз, он не вызвал таких сильных эмоций как в этот раз после прочтения книги.
@liu, в академии начала с ним знакомство с "Цементного сада", а потом больше впечатлилась "Законом о детях", но на него рец не писала. Вот, а ты не хотела)) Я ж хотела его предложить ещё после Туринской, потому что для меня в паре идут, хотя этот фильм полегче считается. А визуал крутой, я вспомнила его после эстонского фильма, при просмотре поймёшь почему. В общем, давно вокруг тебя фильм кружит)) Насчёт трейлера - очень правильно! Ханеке для меня абсолютный топ, а Пианистка долго была любимым фильмам, хотя книга не заинтересовала, как и тебя
@cupy, я знаю, что ты против просмотров трейлеров до просмотра кино тогда как для меня это обычная практика) У меня начинает появляться список фильмов, которые упоминаются параллельно рулетке) Жаль, что твоих рец нет. Но теперь может повнимательнее посмотрю в сторону Макьюэна. Ты имеешь в виду, что я ничего слишком угнетающего не хотела? Так так оно и было, временно)
@liu, я скорее против для себя, потому что мне многое может стать спойлером, а там уж личное дело каждого, как настраиваться. Не, на Сад есть
@cupy, да, мы с тобой уже обсуждали такой разный подход к предварительному изучению фильмов) а иногда такие трейлеры встречаются, что чуть ли не краткий пересказ всего выходит. Например, с "пассажирами" так было, я даже тогда на них идти не хотела (в результате всё равно попали на сеанс), до того трейлер надоел, тогда чаще в кино ходили и его перед каждым показом крутили. На Сад потом посмотрю твою рец, меня Амстердам привлёк, на него есть особый план)