Рецензия на книгу Милый друг от Curiosity-san

Читая "Милого друга" я все никак не могла отделаться от мысли, что главный герой, пройдоха Дюруа, напоминает мне виконта де Вальмона из "Опасных связей" Лакло. Но схожесть эта заключается только в легком отношении к романам и изменам. Де Вальмон женщин боготворил, во всяком случае, тех, в которых был влюблен. Жорж Дюруа же воспринимает их как некий трамплин, очередной способ достичь желаемого. Он вообще все и всех рассматривает лишь как очередную ступень на пути к своим целям. Удивительно, что при этом в нем живет привязанность к родителям, о которых он продолжает заботиться.
Пугает то, что главным его движущим мотивом на протяжении всей книги остается зависть. Не желание быть богатым, не желание добиться высокого положения в обществе в чистом виде. А зависть к тем, кто уже это имеет.
Вся книга последовательно разворачивает перед нами картину того, как умелый и ловкий человек может изменить свою судьбу. Да, без удачного стечения обстоятельств не обошлось, но ведь ими надо уметь воспользоваться. Дюруа умеет поймать момент и выжать из ситуации максимум пользы для себя. С одной стороны, такое упорство и хитрость не могут не восхищать, с другой, страшно от того, что однажды можно попасть в жернова этой мельницы. И несмотря на все старания Мопассана изобразить своего героя этаким обаятельным мерзавцем, я испытывала и испытываю ощущение гадливости всякий раз, когда думаю о Дюруа. Слишком уж скользким оказался для меня этот персонаж.
Огорчает лишь то, что в этой книге совершенно некому сопереживать. Даже обманутые и страдающие женщины не вызывают ни сострадания, ни даже сочувствия. Они все там не без греха и просто уступают главному герою по части размаха интриг. Вообще женские роли просты в своей целостности. Почтенная дама, наивная юная девушка, легкомысленная глупышка и, наконец, Мадлена, женщина с потрясающим чутьем и умением лавировать в окружающем ее обществе. Она поразила меня больше всего. Столько такта, ума, умения себя вести, умения окружать себя мужчинами, но оставаться неподвластной им... это потрясающе.
Отдельно хочу отметить тему смерти, которую Мопассан старательно проводит через всю книгу. Говорит о ней только де Варен, да Форестье перед самой гибелью. И эта нотка отлично контрастирует с тем, как гланый герой пытается превратить свою жизнь в яркий праздник.