Рецензия на книгу Имя мне — Красный от Curiosity-san
"Я почувствовала, что он может умереть, и мне стало жаль его. Не только потому, что он умрет, а потому, что он совсем не видел счастья."
Вот и состоялось мое знакомство с Памуком. Хотя судьба подталкивала меня к этому еще несколько лет назад. Помню, как-то раз я бесцельно бродила по книжному и мне в глаза бросилась толстенькая книга. Кипельно-белая, с женским лицом в меховом капюшоне. На обложке значилось "Орхан Памук - Снег". Я и красивые обложки это отдельная история. В общем, из магазина я ушла со "Снегом" в сумке. Но... дальше что-то пошло не по сценарию и книга в итоге до сих пор валяется где-то на дальних полках. Мне кажется, я ее даже ни разу не открыла.
И вот теперь судьба опять подсунула мне Памука. Что я могу сказать? Это достаточно интересный опыт для меня, поскольку с Турцией я была знакома только по обрывкам обсуждавшегося на работе "великолепного века" или как там назывался сериал про Сулеймана. А тут целая книга, да еще и пишут, что
"Проза Орхана Памука - "турецкого Умберто Эко", как называют писателя на Западе"
Такая рекомендация кого хочешь заставит задуматься. К Эко я отношусь с большим уважением и любовью. А Памук показался мне совершенно на него непохожим. Нет ни знаменитой замысловатости текстов, ни глубокой философии. Нет, философия то есть, куда ж без нее, но располагается она поближе к поверхности. Но (спасибо и на том) не запихивается читателю прямо в глаз (рот?) как делает в своих книгах Коэльо. Основной темой для всей книги стал вопрос слияние Востока с Западом. Хорошо это или плохо? Кто кого должен себе подчинить в культурном плане? Стоит ли поддаваться новым веянием или только консерватизм достоин подражания? Столько вопросов, а ответов нет. Есть лишь наводки, предлагающие читателю самостоятельно решить, к чему в итоге он пришел. И это здорово. Я люблю книги, которые оставляют после себя такое приятное ощущение недосказанности.
"До того как люди начали рисовать, была тьма. Когда они перестанут рисовать, тоже будет тьма. С помощью красок, таланта и любви мы напоминаем, что Аллах повелел нам смотреть и видеть."
За идею взаимопроникновения двух противоположных культур Памуку надо дать звездочку. За прекрасные диалоги между художниками и за рассуждения о стиле, подписях, портретах и особенностях изображения лошадей надо дать еще две. А вот за героев я бы звездочки наоборот поотнимала. Они все какие-то сырые, поверхностные и ненастоящие. Не поверила никому. Только если красному цвету. Странно это. Все персонажи настолько круто и интересно рассуждают о живописи... и настолько же сливаются с пейзажем стоит диалогу закончиться. Поначалу мне казалось, что Кара спасет положение, но под конец книги и он превратился в набор шаблонных действий, что меня сильно огорчило.
"
Помнить – это знать увиденное. Знать – это помнить увиденное. Видеть – это знать, не вспоминая. Получается, что рисовать – это значит вспоминать тьму."
После каждой книги для меня самым главным становится вопрос "а хочу ли я прочитать у этого автора еще что-то?". С Памуком все сложно. С одной стороны, я чувствую, что он не раскрылся до конца и мне хочется верить, что в остальных книгах с героями все не так плохо. С другой, Турция для меня не представляет особого интереса, а потому снова погружаться в эти дебри из сложных имен и терминов не очень хочется. Но "Меня зовут красный" определенно книга интригующая. Пожалуй, при случае надо будет прочитать у Памука что-то еще. Возможно даже тот злополучный "Снег", который так и пылится дома.