Рецензия на книгу Острие бритвы от AprilDay

Острие бритвы - роман, который я читала давным-давно и забыла напрочь, настолько он не был мне близок или хотя бы понятен. Начав его читать в этот раз, я смутно вспомнила блаженного Ларри, практичную Изабеллу и приготовилась к повторному разочарованию, но роман стал для меня настоящим открытием.
Моэм выбирает роль стороннего наблюдателя, и ему, как всегда, эта роль удается блестяще. Он рассказывает и фиксирует, не осуждая и не морализируя, в то же время, рассказывает занимательно, остроумно, иногда злословя, но не переходя границы. Рассказывает, можно сказать, ни о чем - ну кто всерьез может воспринимать рассуждения о поисках смысла жизни и вообще смысла всего - и в то же время, закрывая книгу, невольно задумываешься, кто же из героев прошел максимально близко по дороге праведника?
Эллиот Темплтон - очаровательный дядюшка - сноб. Он добросердечен и заботлив, искренне любит свою сестру и племянницу. Ловок, изворотлив, неуемен и настойчив в достижении цели, будь то графская коронка на бельевой монограмме или купель для украшения церкви. Иногда кажется глупым и ограниченным, но в сцене его смерти я почти плакала, так было жалко этого верного рыцаря высшего света. Его девизом в жизни было - noblesse oblige, и сколько же усилий было потрачено на соответствие этому девизу. Эллиот преуспел в жизни, по своим меркам он был счастлив, сочинив едкий ответ на украденное приглашение. Он и смешон, и жалок, и величественен одновременно.
Ларри Даррел - человек, выбравший благое в ущерб приятному, как наставляет Катхи-Упанишада. Для меня это раздражающе спорный герой. Внешне он близок к идеям праведничества, его образ вообще почти всю книгу ассоциировался у меня с образом Христа, и я гордилась, какая я догадливая и проницательная, пока Софи Макдональд откровенно не сказала, что не захотела изображать Магдалину. Ларри поступает исключительно так, как ему хочется, не придумывая в оправдание обязательства, долг, нужду. Совершенно свободный человек, я бы даже сказала, пугающе свободный, подчиняющийся только внутреннему голосу. По-своему счастлив в своих поисках и своим образом жизни. Только его счастье настолько отличается от общепризнанного благополучия, что мало кто рискнет повторить его путь.
Изабелла - женщина, разрываемая противоречивыми желаниями. Возможно, образец того, как складывается жизнь человека, ориентирующегося на мнение окружающих и навязанные идеалы. С другой стороны, и она по-своему довольна и счастлива, и как женщина я поддерживаю выбор Изабеллы, есть перед глазами примеры "духовных" мужчин, и по-моему, таким мужчинам лучше не брать на себя обязательства, заводя семью. Ее поступок по отношению к Софи Макдональд - мне кажется, скорее маленькая месть Ларри, чем ревность по отношению к Софи. Красиво задумано и безупречно организовано по рецепту Джулии Ламберт.
Книга - скорее галерея характеров, чем острый сюжет, как почти все романы у Моэма. Мне кажется, прочитав ее, немного приближаешься к тому Абсолюту, который искал Ларри. Героям сопереживаешь, сочувствуешь, но как будто через слой тумана или ваты, смягчающей неприятное и горькое. Ирония автора и его умение светского человека ничего не воспринимать всерьез подсвечивают роман изнутри, кроме разве что той ключевой главы, которая дается на самом деле нелегко. И по сложности, наполненности философией этот роман мне напомнил "Рождественские каникулы", но тот вгоняет в депрессию, а этот действует ласково и утешающе - все пройдет, пройдет и это.