Рецензия на книгу Степной волк от liu

написала рецензию9 января 2018 16:16
Оценка книге:
8/10

Перечитывание - процесс занимательный и замечательный с точки зрения самопознания. В последнее время я всё чаще им занимаюсь, возможно, это какой-то период переоценки или уничижений по поводу дырявой памяти. Теперь настало время для переосмысления "Степного волка". И если в юности он показался трагедийно-скучным и легко-забывающимся, то в этот раз к немалому моему удивлению чтение оказалось динамичным, а трагедия смешалась с комедией и этот роман Гессе стал для меня в высокой степени юморным, несмотря на серьёзные вопросы и меланхоличные пассажи.

Главный герой - Гарри Галлер, и совпадение инициалов с авторскими Г.Г. неслучайно. Автобиографичность даже не завуалирована, а выставлена на показ. Писатель описывает свой собственный кризис в приближении 50-летнего возраста. И если читателю вдруг захочется поподробнее узнать, что же происходило с книжным Гарри после описанных событий и как он вообще к ним шёл, то можно смело читать биографию самого Гессе - все ключи там. А если учитывать, что самокопания персонажа - это ещё и своеобразный портрет времени, то разгадки можно находить и в европейской истории. "Душевная болезнь Галлера - не выверты какого-то одиночки, а болезнь самой эпохи, невроз того поколения, и похоже, что неврозом этим охвачены не только слабые и неполноценные индивидуумы, а как раз сильные, наиболее умные и одарённые".

Перед тем как начать диалог с самим Гарри, с ним знакомишься через некоего издателя, который имел честь быть некоторое время знакомым с этим бедолагой. Обращение издателя чем-то напоминает программку в театре или частичное либретто, и он как будто бы просит присмотреться к этому загадочному человеку и не отталкивать его с первых страниц. Это очень помогло, потому что этот господин и вправду потребовал большого терпения, особенно в начале, когда юмор и эмпатия ещё не пришли на помощь и приходилось вброд пробираться через брюзжание и нытьё.

Стоит отметить, что дело не только в кризисе возраста и эпохи. Герой, наследуя биографию Гессе, был всю жизнь склонен к упадническим настроениям и стремлению к самоубийству. Гессе же пытался сделать это не раз ещё по молодости и угодил в психиатрическую клинику. Тема самоубийства лейтмотивом пронизывала роман и напомнила мне о необходимости перечитать "Миф о Сизифе" Камю, тема обособленного человека частично отсылала к "Постороннему". Концепция же Гарри о степном волке с самого начала не внушала доверия. Смысл же её в том, что Гарри угораздило принадлежать к особому типу людей - степным волкам, которые все такие особенные и чужие в этом обществе, нигде они не находят покоя и никто их не понимает, так как те обладают двумя сущностями - сущностью человека и животного (волка), которые никак не могут сосуществовать в гармонии и вечно устраивают разборки. И не находя освобождения от этого невыносимого страдания и не видя смысла в его продолжении, герой облегчает себе реальность планированиями самоубийства. Двойственность - тема совсем не новая, но при хорошей подаче всегда интересная. Но в романе это концепция двойственности в том виде, в котором её создало воображение героя, к моему удовольствию терпит крушение.

В поисках "магического театра" прототип Гессе получает брошюрку о "степном волке", где Гарри Галлер разбирается по косточкам и довольно безжалостно. Вот где и обнаруживается, что "степной волк" - это фикция, к тому же весьма упрощённая, так как "любое "я", даже самое наивное, это не единство, а многосложнейший мир, маленькое звёздное небо, хаос форм, ступеней и состояний, наследственности и возможностей". Брошюрка оказывается первым шагом на пути к выздоровлению Гарри, а затем наступает настоящий сюрреалистический вихрь излечения, полный эротики и танца, загадочных личностей, красивых женщин и убийств, алкоголя и наркотиков. Это целый маскарад в магическом театре, а по сути погружение в психоанализ со всем его символизмом и блужданиями по подсознанию. И это опять же не выдумки, так как Гессе лично проходил сеансы психоанализа у старого доброго Юнга. Чем-то мне это даже напомнило "Пену дней" Бориса Виана. Юмор тут особо искристый, не случайно автор сам призывал к юмору, как к способу примириться с собой.

До момента маскарада я никак не могла себе представить главного героя на пятом десятке и всё виделся юнец вроде Ганса Кастропа из "Волшебной горы", настолько незрелым выглядели метания и рассуждения Галлера. Психологическое взросление же оказывается процессом болезненным, которому персонаж ну очень долго противился. И это тоже очень потешно. Но смех заканчивался там, где приходило осознание, что снобистский протест против мещанства имеет под собой не только драму личную, но также и более широкий протест против конформизма - ведь это 1927 год, условное затишье между двумя кровавыми катастрофами, а мы-то уже все знаем что и как случилось, Гессе же только ясно предчувствовал и душа его изнывала.

Автор утверждает, что его история - это история не о болезни, а об исцелении. Из другого века это и правда видится таким, с оговоркой, что одна болезнь всегда сменяется другой, а вирусы мутируют и приспосабливаются.

Напоследок со взрывом смеха не могу не процитировать отрывок из прелестнейшего стихотворения со страниц романа:

"Нигде ни одной - куда ни глянь,
А я бы сил не жалел в погоне.
Я взял бы в зубы её, в ладони,
Это ведь любовь моя - лань.

Я бы в нежный кострец вонзил клыки,
Я бы кровь прелестницы вылакал жадно,
А потом бы опять всю ночь от тоски,
От одиночества выл надсадно..."

#самсебедекан (1.Зоологический факультет)

@readman9 января 2018 16:30

Интересно, а вот если всю жизнь перечитывать примерно один и тот же пласт лит-ры, много ли книжек останется с читателем " на выходе "... )
Замыслечательно, Люда, но с тобой надо завязывать, иначе придётся идти по твоему книгопути... ) Шучу, шучу...

Ответить

Людмила (@liu)9 января 2018 17:59

@readman, количество вообще в этом плане не имеет большого значения) Но всю жизнь перечитывать одно и то же - звучит,конечно, угнетающе)

Ответить

@readman9 января 2018 18:02

@liu, как угнетающе? Это с большими-то интервалами и " дырами в памяти "? )

Ответить

Людмила (@liu)9 января 2018 18:05

@readman, разнообразие ещё никто не отменял, оно и для мозга полезно)

Ответить

@readman9 января 2018 18:12

@liu, так и сюжетов-то раз-два... ;)

Ответить

Людмила (@liu)9 января 2018 18:14

@readman, сюжет вообще вторичен)

Ответить

@readman9 января 2018 18:19

@liu, что для тебя сейчас самое важное в книге?

Ответить

Людмила (@liu)9 января 2018 18:24

@readman, хм, если коротко и ёмко, то эстетика и рефлексия) а для тебя?

Ответить

Катя (@rina_rot)9 января 2018 18:34

И я ведь это читала. И я ведь ничего не помню...Но такой подвиг перечитывания как ты совершать пока не тянет. Хватит пока и попыток осмысления твоей рецензии)

Ответить

@myrrruna9 января 2018 18:43

мне этот дядечка напоминал почему-то героя из "Процесса" Кафки... Неприкаянный, ненормальный...

Ответить

@readman9 января 2018 18:52

@liu, ты прям что любишь, то и сама стремишься творить...)
( Как-то сразу вспомнился и твой девиз в профиле...)
Для меня сейчас самое важное - рассуждалки о жизни, тропинках, оттенках... Об эстетике пошёл обдумывать...)

Ответить

Людмила (@liu)9 января 2018 21:25

@rina_rot, я вообще как в первый раз читала, и на Гессе по-новому взглянула) Я не знаю когда бы до перечитывания добралась, если бы не внезапный зоологический)
@readman, значит и для тебя сюжет вторичен, а как надумаешь что-то насчёт эстетики - дай знать, мне интересно)
@myrrruna, не читала, интересно будет сравнить героев. Мне герой не казался из ряда вон сумасшедшим, так - слегка)

Ответить

@myrrruna9 января 2018 22:04

@liu, ну, это первая ассоциация, которая в голове пронеслась))) может, я и не права)

Ответить

Людмила (@liu)9 января 2018 22:13

@MYRRRuna, ассоциации не могут быть правильными или не правильными, на то они и ассоциации)))

Ответить

@readman9 января 2018 22:16

@liu, если говорить об эстетике в плане языка произведения, то мне важен невычурный стиль; а если расширить до размеров лит. течения, то постмодернизм, магреализм и т. п. мне не очень понятны ( интересны). К сожалению, и над Степным волком я чах...(
Вот же как я вывернул эстетику - обо всём успел поболтать с тобой, Люда. :-)

Ответить

@neveroff9 января 2018 22:46

О, перечитала! Мне приятно))) А в первый раз юмора в этой книжке-кубизме ты не находила? Хотя это скорее не юмор, а самоирония, пожалуй...

Ответить

Людмила (@liu)10 января 2018 10:02

@neveroff, да, тут и твой вклад в перечитывание, по осени напомнил мне о моей дырявой памяти)))) В первый раз - было давно, но вообще моё чувство юмора просыпалось очень долго, в детстве я почти не смеялась, а тогда, когда я читала Гессе впервые, то чувство юмора было в зародыше, не говоря уже о самоиронии. В общем, почти всё, что я читала, я воспринимала крайне серьёзно, а уж Гессе особенно))

Ответить

Людмила (@liu)10 января 2018 10:04

@readman, да, эстетику как угодно можно выворачивать, очень широкое понятие. Степной волк - это кстати лёгкий постмодерн, наверное, поэтому и не зашёл. Хорошо поболтали)))

Ответить

@neveroff10 января 2018 10:14

@liu, а вот он, похоже, себя вообще серьезно не воспринимал. В этой книге, по крайней мере...
Кстати, про возраст персонажа: тоже было трудно представить 50-летнего судя по поступкам и рассуждениям. но вероятно это специально так сделано, чтобы показать разницу психологического и физического возраста?

Ответить

Людмила (@liu)10 января 2018 10:20

@neveroff, вот поэтому и полезно перечитывание, чтобы открывать новые грани в авторе и в себе))) Да, уверена, что специально, ведь и Гермина его неслучайно дразнила "маленьким мальчиком", да и про самого Гессе говорили, что он долго оставался юнцом.

Ответить

@neveroff10 января 2018 13:07

@liu, думаю, именно так. И это тоже плюс книге, что он смог так передать

Ответить
Похожие рецензии
@ttcyonker Okonoma 2 мая 2014
Да, эта книга непременно вызовет у вас множество переменчивых чувств, неоднозначных мыслей. Может быть, она вам не понравится, может вы будете в восторге, но ее ...Читать далее
@tinkooladik Тиночка Оладик 30 июня 2014
Мое знакомство с этим произведением началось около двух лет назад, но тогда, к сожалению, на каких-то ~15% (читаю в электронном варианте) оно и закончилось. Книга ...Читать далее
@frau_irhen 24 сентября 2014
Большинство книг Гессе автобиографичны и основаны скорее на личном опыте и переживаниях, чем на фантазии и выдумке. В «Степном волке» нашли отражение личностный кризис автора, ...Читать далее
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт