Рецензия на книгу Дальше - шум. Слушая XX век от liu

Книга, которой мне оказывается так не хватало на последних курсах консерватории, когда уроки современной музыки были скучны и унылы. Это потрясающая панорама времени, удачная попытка охватить весь 20 век через музыкальную призму, или же охватить музыку 20 века через призму его событий. Знакомые имена заиграли новыми красками, когда-то прослушанные произведения подарили новые чувства, известные события озарились другим светом.
Дальше - шум. И этот шум поглощает. Если начало века - это ещё царство тональной музыки, где чувствуешь себя уютно и спокойно, то чем дальше, тем сложнее, тем больше экспериментов, тем больше стилей и новшеств, пантеон композиторов пополняется и их сонм произведений льётся самым настоящим шумом. Время ускоряется и как будто начинает действовать по новым законам, порой кажется ещё чуть-чуть и оно совсем исчезнет. Ты начинаешь поездку по композиторскому миру в элегантной карете, но затем перепрыгиваешь в автомобили, в поезда, которые тоже ускоряются, в самолёты и еле поспеваешь за ошарашивающим изменяющимся миром.
В музыкальном мире 20 века бушуют настоящие страсти и интриги, которые зачастую неразрывно связаны не только с личными и творческими проблемами, но с общественной и политической обстановкой. Удивительно, но этот крупный "нехудожественный" томик воспринимается как роман, даже сага, полная драм и трагедий. И эти трагедии не только написаны словами, их можно услышать ещё чётче в самой музыке. К моей величайшей радости на страницах книги регулярно упоминались книги Томаса Манна, а в особенности его "Доктор Фаустус", в котором в ярких красках через жизнь выдуманного композитора Леверкюна можно увидеть этот изломанный и пугающий музыкальный и мировоззренческий путь с вопросом "Что пошло не так?".
Вместе со всем человечеством музыка переживает радости и печали, претерпевает все тяжёлые удары века. Тут и отголоски фрейдизма, оккультизма, каббализма и всяческих мистических направлений, творчество отражает и отражается в событиях: Великая депрессия в Штатах, две Мировые войны - "всемирный праздник смерти", Холокост, фашизм и коммунизм, сегрегация, послевоенная Германия, железный занавес Советского Союза, маккартизм и Холодная война, "экономики мыльного пузыря", время психоделии... Это головокружительная карусель. И уже с начала века ощущается нестабильность мира и назревание сложных и порой опасных идей, ожидание разрушения и неизбежной катастрофы, порой это ожидание обретает очень радостное настроение. "Век начался с магии революции, с ошеломляющих гармоний и потрясающих основы ритмов Стравинского и Шёнберга". В искусстве происходит высвобождение энергии упадка. Искусство становится чем-то неотделимым от политики, диктаторы и тираны находят в нём идеи и вдохновение, они запрещают неугодную музыку и поощряют ту, что соответствует их планам. "Эпоха Сталина и Гитлера способна разочаровать любого воодушевлённого мыслью о добре и духовности, присущим всем великим художникам". Многими овладевает примитивный страх перед насилием, уничтожением и террором.
Композиторы страдают или же наоборот получают бонусы по национальному признаку и политическим взглядам, и это происходит и в Европе, и в России, и в Америке. Фанатичное поклонение современному искусству вдруг оказывается связанным с фашизмом, также как и вся немецкая музыка. Вступают в борьбу модернистская и популистская концепции роли композитора. Продолжается поединок индивидуальности и коллектива. Американцы стараются выделиться, так как устали слишком долго слушать утончённых муз Европы. Многие музыканты чувствуют себя одиноко, не в состоянии угнаться за мчащейся с грохотом модой. Сама музыка, дитя одиночества, может выжить только за счёт толпы. 20 век полон крайностей, когда из раза в раз накатывали полны абсурдной музыкальной паранойи.
К сложной общественной обстановке добавляются и межличностные конфликты композиторов, они порой искренне не любят друг друга, завидуют как Шёнберг и Берг, вставляют палки в колеса на глазах толпы как Булез, порой дружат и расходятся как Малер и Штраус, или тихонько спиваются как Сибелиус. Век полон музыкальных скандалов. Но это неудивительно при разрыве со "старой примитивной тональностью" и поклонению "фетишистскому идеалу всетональности", с заявлениями вроде "красота звука - дело второстепенное". В музыке 20 века мы оказываемся лицом к лицу, или вернее ухом к уху, с тем, кого средневековые схоласты называли музыкальным дьяволом (diabolus in musica). Композиторы используют целые нагромождения интервалов, создающих вибрации, которые крайне раздражают человеческий слух. Начавшаяся с Шёнберга модернистская музыка усложнялась в геометрической прогрессии.
Композиторы играли в игры и задавали важные вопросы о том, что такое искусство и как оно соотносится с жизнью общества. В поисках потерянного рая, многие из них решают, что им на самом деле нужен не рай, а ад. В это же время новые технологии приносят музыку тем, кто до этого её не слышал. Электрификация музыки изменила мир. "Радио ревет в каждом доме... Так 20 век - как просвистел мимо "Лимитед" - пронёсся мимо и оставил трёх человек, по-прежнему
голодных, на рельсах..."
Неразрывными стали и связи между музыкальным искусством и кинематографом.
Гершвин говорил: "Я часто слышу музыку в самом сердце шума". Эта книга вдохновляет к подобным поискам, помогает слышать то, что до этого не улавливалось и напоминает, что красота застигает нас в самых неожиданных местах.
Сам автор даёт совет о том, кому будет интересна эта книга: "Не только для тех, кто хорошо разбирается в классической музыке, но также - и особенно - для тех, кому просто любопытно, что происходит в мрачном углу на задворках культуры". Я бы добавила поправку, что читателю должно быть действительно очень любопытно. В конце книги есть список рекомендованных сочинений для прослушивания. Но мне захотелось составить свой субъективный топ-10 произведений 20 века, прослушанных во время чтения:
1) "Скифская сюита" Сергей Прокофьев
2) "Tabula Rasa" Арво Пярт
3) "Гробница Куперена" Морис Равель
4) "Альпийская симфония" Рихард Штраус
5) "Симфония №8" Густав Малер
6) "Симфония псалмов" Игорь Стравинский
7) "Квартет на конец времени" Оливье Мессиан
8) "Бланицкая баллада" Леош Яначек
9) "Американец в Париже" Джордж Гершвин
10) "Симфония №3" Аарон Копленд
#самсебедекан (3.Временной факультет)
Ой, так интересно написано.
А отношение автора к разным периодам или даже течениям или произведениям где-то проглядывется? Или он пытался максимально объективно оценить происходящее?)
Монументально! За список отдельное спасибо)
@rina_rot, мне сложно судить о его объективности. Но показалось, что всё же автор больше тяготеет к классической музыке ранних периодов и хоть относится к экспериментальной музыке с интересом и много о ней пишет, но концентрируется больше на 1-й половине века. Очень подробно рассматривает американскую музыку (всё-таки он сам американец), и в этой части я столько новых фамилий узнала, что даже не всех послушала. В консерватории мы американскую музыку ну совсем мало изучали, а в книге она смотрелась, если не наравне с европейской и русской, то очень близко и даже разнообразнее. Музыкальный период после 60-х мчится уже совсем быстро и проскакивает, так что первая половина выглядит основательнее. Но для меня это было плюсом, так как у меня даже в списке произведений большая часть как раз из первой половины 20-го века. Если смотреть с общественно-политической стороны, всё выглядело достаточно объективно.
@bedda, рада, что списком заинтересовала. Сначала он был значительно больше. А вообще по ходу чтения больше сотни произведений набралось и отдельного внимания заслуживают оперы и балеты, очень хочется выбрать время и заполнить пробелы, или прослушать/посмотреть некоторые повторно, заняться переоценкой)
О, Гершвин великолепен, остальное - с вопросами: почему именно эти произведения у данных композиторов?)) А номера 8 и 10 для меня совсем новые. Так что в любом случае спасибо.
После рецензии мне стало стыдно, что я так слаб в классической музыке, да и во всей музыке в целом.
Из списка знаю только Прокофьева и Стравинского, что и не удивительно, но не смог бы назвать ни одного их произведения(
Завтра обязательно прослушаю твой топ)
@neveroff, приписка к топу: "прослушанных во время чтения", а слушала я в основном то, что встречала впервые или же то, что не слушала давно. Большинство из моего субъективного топа всё же из консерваторской юности, при звуках которых я очень воодушевляюсь. Например, скифская сюита Прокрфьева - она же звучит в моём любимейшем фильме Вуди Аллена "Любовь и смерть", Гробница Куперена" однажды довела меня до слёз, вернее сопутствовала маленьким драмам юности, сейчас я просто кайфую от звучания. Арво Пярта я много стала слушать в Эстонии, но его tabula rasa неизменно вызывает особенные эмоции. Альпийская симфония ассоциируется, и по названию и по программе, и по настроениям с "Волшебной горой" Томаса Манна. Симфонии Малера я просто очень люблю и в этот раз захотела послушать что-то из поздних. Симфония псалмов - великолепно под неё читалось, и вообще очень приятное и любимое многими произведение, в консерватории прошло мимо меня, не понимала его. Квартет на конец времени - это не только волнующая музыка, но и композиторские обстоятельства жизни и написания. Балладу у Яначека слушала впервые, чем-то зацепила. Гершвин - ещё со школьной статьи, напомнил о какой-то юношеской простоте и свежести. Копленд - послушала первое, что попалось, так как музыку его я совсем забыла, пришлось по душе, хотя меня больше его оперы заинтересовали, но оперы слушать во время чтения - совсем не дело) Так что большая часть топа обусловлена обстоятельствами прослушивания и сентиментальной привязанностью. При перечитывании книги или, например, просто в другом месяце получился бы совсем другой топ, но первые 3 номера скорее всего в нём бы тоже были.
@vandal, нашёл чего стыдится, ты же не профессиональный музыкант) А знания приходят с интересом, я, например, не особо разбираюсь в современных музыкальных течениях, потому что нет интереса и всё тут.
@neveroff, а ещё вот подумала, что как-то не хватает у меня в списке Бенджамина Бриттена, и это его оперы я хотела послушать, а не Копленда)
@liu, ух ты, ТОП получается такой живой, связан с самой жизнью - я так не умею делать.
Про Прокофьева - пару лет назад пришлось про него писать маленькую статеечку, был удивлен, что именно он, а не Чайковский или Рахманинов с Римским-Корсаковым на западе считается музыкантом, "передавшим загадочную русскую душу". Поэтому именно его так часто в саундтреки и берут.
Да, "Диверсии" Бриттена были бу очень уместны в твоем списке. А еще туда просятся "Планеты" Густава Холста. Но это получится совсем другой топ))
@neveroff, для меня всё же самый-самый из передавших русскую душу - Рахманинов. Просто Прокофьев неплохо вписался в американскую среду и был там вполне продуктивен в плане творчества. Музыки слишком много, чтобы объединять её в подобные топы, это был очень субъективный и временный список. Сегодня, например, у меня день Дворжака)))
А насчёт живого топа, то это просто ассоциации, уверена у тебя тоже таких много наберётся, не обязательно с классической музыкой. Просто во время студенчества нам надо было в обязательном порядке прослушивать тонны музыки и каждые 2-3 недели писать викторины и без ассоциаций в этом случае нельзя было обойтись. У меня даже где-то тетрадь сохранилась со всякими смешными заметками и картинками, с помощью которых я готовилась к этим викторинам.
@liu, я про душу в данном контексте вообще с трудом понимаю... Но Рахманинов самый великий композитор из русскоязычных, имхо...
Рецензия очень интересная и эмоциональная получилась. Так и хочется взять и почитать. Но тут возникает вопрос, а хватит ли мне одного интереса, что-бы не только читать книгу, но и понимать. Или без знания классической музыки лучше близко не подходить?
@SKantor, мне всегда сложно оценить подобное: насколько будет интересно человеку без знания классической музыки. Мне кажется, там есть немало моментов, на которых тебе может быть скучно, но ты можешь попробовать начать, с самого начала будет понятно - пойдёт или нет) Ну и по ходу чтения рекомендовала бы сразу прослушивать музыку, которая упоминается, не всю, конечно, без опер и балетов особенно.
@liu, спасибо, тогда попробую) А там уж посмотрю.
как круто тут встретить такой текст, ааа! вот прям спасибо)
@Ariah, ой как приятно, что вам круто))) Как-то связаны с музыкой?
@liu, вообще ни разу (печальный смайлик), но в литературе это люблю. Смотрю сейчас на биографию Филиппа Гласса, свежевышедшую, и прям хочется её тоже начать )
@Ariah, о у него много интересных опер и отличной музыки к фильмам, наверняка и биография захватывающая!