Рецензия на книгу И дольше века длится день… от natalya.s.alex
#самсебедекан (3. Временной факультет)
Тот самый случай, когда к значительному и содержательному роману прилагается никчемное описание.
Роман поистине масштабный. Большинство современных писателей поделили бы его на части и продали каждую в отдельности. Иногда и приходило ощущение, что автор в этот свой первый объемный труд вложил всего себя, охватил огромный отрезок времени – около 30 лет, и вместил все свои самые важные умозаключения, а в следующих произведениях только развивал.
Основным фоном сюжета служит история путевого рабочего, живущего в отрыве от цивилизации в казахской степи у железной дороги, под боком у прообраза космодрома «Байконур». Он хоронит своего друга и наставника, очень дорогого и близкого ему человека, и во время этого процесса вспоминает всю свою взрослую жизнь, а также жизнь людей и семей с ним связанных.
Параллельно идет тонкая нить менее значительного фантастического сюжета о русско-американском космическом проекте (проект этот является плодом великой дружбы между двумя странами и подчеркнуто равно принадлежит обеим сторонам), в ходе которого дерзкие, любознательные и болеющие за судьбу Земли космонавты вступают в контакт с инопланетными существами. Эту линию, думается, надо понимать в качестве метафоры «железного занавеса». Т.к. смелые и наивные космонавты в итоге жесточайшим образом наказаны, а Земля всеми силами защищена от вторжений извне.
Вообще роман имеет много политических сюжетных всплесков: тут и преследование бывшего военнопленного, и махровая бюрократия, и невнимательность великих советских вождей к «маленькому человеку», и трагедии целых семей и поколений на почве государственной несправедливости, и смерть Сталина, которая простому человеку по большей части оказывается не важна.
Гораздо ярче и интереснее этой фантастически-космической сюжетной линии мне показались по ходу повествования три казахские легенды. Они действительно производят глубокое впечатление. Каждая полна любви, кровавых расправ и метафизических явлений. Одна из них рассказывает об ужасных пытках завоеванных людей с целью получить бездушных беспамятных рабов, о забвении своего происхождения, и о великой силе материнской любви. Вторая легенда была вырезана в своё время из романа советской цензурой и является отдельной повестью – «Белое облако Чингисхана». В ней автор после 90-х годов уже открыто признает параллель фигур Чингисхана и Сталина, хотя в легенде ещё присутствует и любовная линия. Третья легенда о любви старца и молодой девушки, естественно, с последующей драматической развязкой.
Так вот, роман больше всего наполнен любовью, во всех её многообразных природных проявлениях. Это, пожалуй, один из ярких примеров литературы, где мужчина показан в его настоящей животной сути в самых лучших её проявлениях. Он здесь, прежде всего, защитник, отличный отец (причем он, не задумываясь берет на себя заботу и о чужих детях и женщинах), он охотник и скотовод, сильный и честный работник, верный друг. Но образ мужчины достаточно суровый и ничто человеческое ему не чуждо: он выпивает при случае, уместно матерится и далеко не равнодушен к женщинам.
Большое значение в книге придается семейным ценностям, чести, совести, почитанию предков и земли, на которой живет человек – как непосредственно места проживания, так и в глобальном масштабе.
Часто герои показаны на перепутье, перед моральным выбором - и в легендах, и в основном повествовании.
Много в романе животных, что характерно для любого произведения Айтматова. С первых страниц нам встречается степная лисица, всю книгу сопровождают верблюды (нигде раньше не встречала такого их домашнего, хозяйственного описания), много птиц, лошади, собаки. Невозможно остаться равнодушным к ним: такими одухотворенными, чуть ли не священными, органично вписанными в сюжет и в человеческую жизнь, преподносит их автор.
Роман неторопливый, но сильный и завораживающий, трогательный и драматичный, жёсткий и душевный, сказочный и реалистичный одновременно.
«..Поезда в этих краях всё так же шли с запада на восток и с востока на запад..»
Сразу захотелось посмотреть на описание к книге.
Действительно, оно не вызывает никакого интереса к книге, в отличии от рецензии)
@koheiri_kuroda, к книге этой отношусь очень трепетно, поэтому пришлось исправлять положение дел с такой ничтожной аннотацией/
@natalya.s.alex, Мне было обидно из-за описания Мисо-суп
Такой спойлерище.
@koheiri_kuroda, да уж// лучше уж НЕДО..., а то называется "спасибо, почитали!"