Рецензия на книгу Возвращение от MYRRRuna
Неторопливая и философская книга, в которой автор то и дело рассуждает о праве на свободу выбора, справедливости, истории. Порой сложно было прорываться через плотный поток мыслей главного героя, Петера. Он часто казался каким-то слишком вдумчивым, меланхоличным и оттого нерешительным и флегматичным. Текст романа пестрит отсылами к гомеровской «Одиссее», главные персонажи перевоплощаются то в Одиссея, то в Пенелопу, то в Телемаха. И, конечно, не случайно. Ведь именно «Одиссея» - это венец из всех когда-либо созданных произведений о долгом, порой казавшимся бессконечным пути домой, о возвращении.
На поверхности романа – история сына, ищущего даже не столько своего отца в лице конкретного человека, а скорее – себя, как личность. Петер воспитан суховатой и малоэмоциональной матерью, которая не понаслышке знает, что такое Бреслау, а значит понимает, как засыпать под выстрелы, видеть когда-то близких мертвыми, выживать. Детство его, правда, чрезвычайно скрашивается дедушкой и бабушкой из Швейцарии, которые живут тихо, наслаждаясь тем, что есть, печалясь о том, кого уже нет – о потерянном сыне. От рассказов и легенд дедушки веет теплом и мудростью, от бабушки – уютом и нежностью. Вечерами они редактируют журналы и книги, а Петер сидит рядом и греясь под светом настольной лампы.
Абсолютно случайно он знакомится с одним из результатов редактуры бабушки и дедушки - «романом для удовольствия и полезного развлечения». Книга Йозефа Бауэра настолько захватывает сначала мальчика, а потом и взрослого мужчину, что он решается отыскать протитопов персонажей, пройти по их жизненным дорогам, быть может, отыскать какую-то истину. Петер вообще часто ищет... Только уж слишком пассивно. Плывет по жизни, не решаясь порой на действительно необходимые шаги – завоевать возлюбленную, поменять работу, отказаться от опеки сына бывшей подруги, добиться наконец правды от матери. Что странно, но обстоятельства ему благоволят, а сам он создает впечатление весьма положительное – терпелив, отзывчив, умен...
Если попробовать заглянуть немного глубже, то можно обнаружить примечательные замечания героя об истории, которая «явно никуда не торопится. Она с пониманием относится к тому, что людям в обычной жизни надо работать, делать покупки, готовить еду, обедать и ужинать...». Петер следит за воссоединением ФРГ и ГДР глазами критичного наблюдателя, не строя иллюзий ни о будущем страны, ни о ее жителях. Он яростно сопротивляется суждениям профессора Дебауэра о том, что «быть обманщиком еще не значит совершать нечто дурное. Ведь эта роль может просто-напросто быть единственной возможностью достичь в жизни того, что ты заслуживаешь».
Петер – один из поколения миллионов тех, кто начинает искать ответ на вопрос: «А виноваты ли мы в том, что натворил когда-то наш фюрер? А каковы границы той ответственности, которая возложена за нас? А что же делать теперь?».
Жаль только, что образ возлюбленной прописан в книге как-то рвано, не нарисовал автор настоящей Пенелопы...
Приятный роман, обволакивающий мыслями...
да там не только Пенелопы настоящей нет, там и Одиссея нет настоящего) Больше всего мне швейцарские бабушка с дедушкой запомнились, они мне так понравились, что и книга из-за них очень выиграла) "Он создает впечатление весьма положительное" - всё-таки он тебе понравился?
@liu, бабушка и дедушка только и зацепили. Хотелось еще Барбару поярче, но увы... я не могу сказать, что он мне понравился, но как-то так автор выкрутил, что и отрицательным его не назовешь. И да, все-таки вызывают симпатию его искания истины и пр.
@MYRRRuna, искания вызывают симпатии и отклик, но как-то не совсем) Как я и писала, такой персонаж очень органично в книге смотрится, но вот в реальности если бы такую личность встретила - в этом случае симпатии под вопросом.
@liu, под вопросом... но Петер все равно какой-то очень интеллигентный что ли, воспитанный, а это в 21 веке вызывает у меня непроизвольную симпатию)
@MYRRRuna, у него интеллигенция с гнилым привкусом)
@liu, а почему с гнилым?
@MYRRRuna, поведение у него такое было, он же сам писал, что знал, где он вел себя подло с женщинами и в компании в доме, и вот эта его подленькая агрессия...
@liu, я тут скорее склонна оценивать его по себе. Разве не бывает этой агрессии хотя бы иногда у всех?
@MYRRRuna, конечно, у всех иногда, у кого-то часто, разные обстоятельства бывают, но у него это были даже не обстоятельства, а постоянная характерная черта.
@liu, а как же его терпеливость в Барбарой?
@MYRRRuna, мне это больше пассивностью виделось, а не терпеливостью)
@liu, ну, я все-таки склонна в нем видеть мужчину... а потому терпеливость)
@MYRRRuna, по твоей логике в этом случае получается, что если это не терпеливость, а пассивность, то он и не мужчина? )
@liu, подловила...) но ты никому не говори)