Рецензия на книгу Я обслуживал английского короля от liu
Роман Богумила Грабала пронзил своей самобытностью, и, хотя я не слишком близко знакома с чешской культурой, читала и чувствовала этот ярко выраженный национальный характер. Под музыку Дворжака и Яначека книжные события оживали и превращались в трагикомические сценки, главный герой поворачивался то одной своей стороной, то другой, раскрывая свой неоднозначный внутренний мир. Вся проза удивительна в своей загадочной и обманчивой простоте, она брызжет характерным непривычным, порой чёрным, юмором, забавляет фривольными моментами, и цепляет не изящностью, но честностью, озорством, фантазиями, а на фоне гротеска и игровой атмосферы драма человека и 20 века бьёт сильнее и звонче. Исповедь, начинающаяся живо и потешно, извилистой тропкой ведёт к полям трагедий, через которые потом пробираешься к философскому исходу. Трансформируется реальность и вместе с ней герой, трансформируется герой и вместе с ним реальность, и повторяется один из лейтмотивов книги о том, как постепенно «невероятное становится реальным».
Главный герой Ян Дите зачинает свой рассказ с того, как в отеле «Прага» шеф оттаскал его, младшего официанта, по очереди за оба уха и велел запомнить, что он ничего не видел и не слышал, а также, что он должен всё видеть и слышать. И с этого момента как будто оказываешься за спиной Дите и чувствуешь тепло и вибрации от каждых действий, которые происходят вокруг него. Словно в какой-то народный танец увлекают перипетии маленького человека, который на самом деле обслуживал не английского короля, а эфиопского императора, а английского обслуживал совсем другой. Дите (Dítě) с чешского, без всяких неожиданностей, переводится как «ребёнок». И он на самом деле словно дитя – незрелый, но порочный, простодушный, но с хитрецой, эгоистичный, но искренний, эмоциональный, зачастую растерянный, быстро переключающийся и движущийся дальше, он словно ещё не определился каким ему точно быть, но ему определённо хочется поскорее получить желаемое. И это желаемое и на радость, и на горе, щедро сваливается на голову коротышки, который и раздражает, и очаровывает, и ведёт по лабиринту с развевающимися скатертями, которые будто перешёптываются между собой, и наполняют пространство их «муслиновой беседой».
Очень многое строится на комплексе маленького роста, который развился не только по факту, но и благодаря насмешкам и издевательствам. Многое из того, что делал в жизни герой было сделано ради того, чтобы казаться и почувствовать себя выше, и потому многие воодушевляющие и радостные моменты своей жизни он описывает, измеряя ощущением роста: «уходил, чувствуя себя выше, чем какой-то пан», «виделось, что я сам возношусь к потолку», «теперь я, коротышка, ведь я всегда выглядел как мальчик-официант, стану высоким…». Он и глядел на мир как будто бы возгордившись, стоял и ходил с откинутой назад головой, вылепливая свой характер из комплекса Наполеона. Жажда денег вырастала из этой же зацикленности, а по сути была мольбой о признании, заботе, любви, принятии в особый круг.
Но когда вдруг любовь пришла, она оказалась в плену у завоевателей 20 века, и топорные «кровь, честь, долг» забили любовь с её красотой, игрой и нежностью. И так логично появляется образ ребёнка, который в отличие от других сверстников не ходит и не говорит, но целым днями забивает, забивает и забивает шестисантиметровые штыри в пол. Символичные «последствия национал-социалистического совокупления». Молоток-гвоздь-удар, молоток-гвоздь-удар. Невинные и непонимающие руки выполняют механическую бессмысленную работу, главный герой всё ещё стремиться к тому, чтобы вырасти, мир вокруг рвётся на части. Достигает своего апофеоза игра на гротесках и контрастах, в воображении рисуются печальные и злобные карикатуры на фоне пылающей трагедии. Дите бродит по закоулкам своей души, души маленького человека, которая тоже желает воспарить и что-то открыть, в своих метаниях и физических, и душевных, он всё приближает момент, когда невероятное наконец станет реальным и что-то произойдёт.
Каким-то образом этот герой, не являясь примером для подражания и порой совершающий постыдные поступки, побуждает стать смелее, честнее, добрее, поверить во что-то необыкновенное и от души посмеяться над самим собой. Богумил Грабал как будто ставит множество зеркал между собой, своим героем и читателем, и потому эта небольшая, но богатая на события история, оказывается такой затейливой и обширной, отражая всех друг в друге, напоминая об истории и её последствиях.
Но вслед за Дите эхом летит: «Хватит вам, на этом сегодня закончу».
#СВ1_1курс (Властвующее Средневековье)
Я тоже ее выбрала) А на Швейка этот персонаж не похож?
@bedda, я не читала про Швейка, но примерно знаю типаж, пожалуй, переклички есть: например, моменты конформизма, кажущаяся простодушность, и как я поняла, сам стиль тоже во многом схож.
@liu, вот мне по твоей рецензии так и показалось, что такой простачок как бы, а на самом деле не дурак)
Мне теперь так интересно, как будет восприниматься книга после давнего просмотра
@bedda, да, неоднознаяный герой - так и не удалось его полностью разгадать, интересно, что ты в нём разгадаешь)
@cupy, а мне очень хочется добраться до экранизации, которая так тебе дорога) И хочется поскорее, пока впечатления от книги такие свежие и яркие. Трейлер на кинопоиске посмотрела, там уже с самого начала цитата из книги: "Моё счастье всегда было в том, что со мной случалось какое-нибудь несчатье".
@liu, и мне хочется поскорее узнать, как ты их сравнишь)
Будет окно где-то между сериями Алиениста?
@cupy, надеюсь на это) Ещё зависит от настроения Вани - его на такие фильмы всегда уговаривать приходится, одной не хочется в этот раз смотреть. Кстати немного пожалела, что не прочла Алиениста, который был и на ЭЭ, и на кинофаке)
@liu, и я)) на ээ тоже не читали? Это я Бен-Гура настраивалась дочитать, чтобы хоть на этом факе книга обзавелась первой рец)
@liu, но книги 2 ведь, а сериал по первой . Надо будет добраться
@cupy, на ЭЭ одна рецензия на Алиениста. Я не знала, что есть ещё одна книга..
@liu, тут нет, а вообще есть, Ангел тьмы. Поэтому думали про 2 сезон, но, вроде, закрыли