Рецензия на книгу Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси от rina_rot
Современное искусство можно не понимать, ругать, недоумевать по поводу его продуктов и форм подачи. И им можно восхищаться, да-да; выкладывать тысячи, а то и миллионы баксов за странные эммм...странные штуковины. Почему же оно так популярно, откуда берутся корни этих с первого взгляда непонятных и даже может нелепых произведений? [Окей, и порой и со второго и с третьего и т.п. взглядов]. Эта книга ответит на данный вопрос. А я поначалу и не верила, что ответ действительно будет понятным. Однако, только ответ, некоторые же произведения остаются для меня до сих пор загадкой.
Автор последовательно расскажет и покажет читателю причины перехода от одного направления к другому, начиная с действительно революционного импрессионизма. И правда, импрессионисты низвергли многие каноны прежней живописи и, не смотря ни на какие лишения и критику, они шли вперёд и добились признания, пусть в основном и позднего.
А дальше пошло-поехало. Очень разные направления, оказывается, стали вытекать одно из другого: кого-то привлекал момент "здесь и сейчас", кто-то хотел разукрасить этот обычный бытовой момент самыми яркими и бурными красками, кто-то играл с перспективой. Потом начали в прямом смысле слова "конструировать" свои картины, дабы пробудить в зрителе его внутренние эмоции; а также стараться рисовать как дети, накладывать на холст обои и оборотную сторону клеёнки и обрамлять всё это верёвками (гм...а почему бы и нет?), "причёсывать" гипс, изображать на холсте музыку (ох уж этот Кандинский) или вообще пытаться изобразить "ничто", делать коллажи из мусора, пепла от сигареты и из чего ещё там Бог пошлёт. Для этого художники напиваются или вводят себя специально в транс, ну или просто берут кисть (или обнажённую девушку) и рисуют первое, что пришло на ум, а потом долго думают, что это они такое изобразили?
И уже ко второй половине книги ты не удивляешься картинам типа вертикальной линии на цветном квадрате или тому же писсуару-фонтану Дюшана. А видео Наумана, где он несколько минут ходит по нарисованному квадрату? Прям как новый тренд на youtube: видео, где учащиеся или работники тупо молча сидят за тетрадями или компьютерами и выполняют свои задания. Современный перформанс уже не так и удивляет, "Акула в формалине" Д. Хёрста? Пффф...ну настоящая акула, ну формалин, и что? Хорошо, я немного утрирую. Во истину, кто первый придумал - тому и лавры, даже если половину своей идеи он внаглую стырил.
В данной книге мне понравилось всё: остроумный язык вкупе с вкраплениями в виде карикатурных иллюстраций с юморными подписями, по-настоящему простое объяснение некоторых сложных для понимания вещей, включённые репродукции (хотя я всё равно гуглила буквально все произведения, которые встречались в тексте, чтобы уж оценить весь масштаб). Произведение помогло если не принять за искусство некоторые "продукты" или "процессы", то хотя бы понять, зачем и к чему оно всё. Здесь я открыла для себя парочку любопытных произведений некоторых художников и интересное направление японской живописи уки-ё.
И последнее. Вы думаете, если я до этого не знала о некоторых направлениях или фамилиях творцов искусства, то теперь, когда меня попросят изложить мысль по поводу того или иного современного направления или конкретного произведения, я выложу подкрепленное научной информацией подробное мнение? Как бы не так. Я до сих пор буду говорить "я не понимаю" этого современного искусства, как это делают даже уважаемые интеллектуалы нынешней поры, чтобы...просто не попасть впросак.
И на самом-то деле, иногда ящик из стали и жести с красным дном (Д. Джадд) - это просто ящик из стали и жести с красным дном. Ни больше ни меньше.
Я совершенно не принимала и не понимала современного искусства пока изучала его по фильмам и репродукциям, но стоило один раз увидеть Кандинского в реале в Эрмитаже и моя позиция изменилась, каждое произведение нужно увидеть в натуральную величину и при нормальном освещении чтобы реально понять, есть ли в нем что-то что затронет твою душу (как и положено "настоящему" искусству, ИМХО) или это просто акула в формалине. Мне кажется нельзя любить или не любить в принципе современное или иное искусство, можно любить определенного художника, или картину. Спасибо за рецензию, будет интересно почитать на эту тему.
я после этой книги думала, мол, сейчас все запомню, буду умной, но забыла все через неделю)) ну не прям все, но процентов 80 так точно
@Tatihimikosan, я прям верю, что книга понравится) А мне повезло увидеть выставку Пикассо с его настоящими картинами и шедеврами пластического искусства в Эрмитаже (почти бесплатно, посещение Эрмитажа входило в тур). Но и я была не подкована, мягко говоря, и описаний не было, да и лет мне было 19...короче, я не вкусила тогда всей прелести мальчиков с лангустами и т.п. :(
Да, и я согласна с тем, что нравится может скорее какой-то деятель, чем направления конкретного периода. Например, я люблю импрессионизм, а в нём мне ближе Моне.
@loki, Ой, да ладно, я когда рецензию писала, вновь открывала книгу и искала фамилии авторов запомнившихся мне произведений, хотя дочитала её вот только что ночью:)
Мне вот лично, что современное, что не современное, всё одно. И там и там я ничего не понимаю, как не пытаюсь) Помню пошла однажды в Эрмитаж. Прикупила заодно наушники, в которых там рассказывают про каждую картину. Прошла один зал, внимательно слушая и всматриваясь. Потом другой зал. И тут мое терпение закончилось и я бегом пошла гулять по залам тратя не более 10 секунд на картину. Вот такой я ценитель)
А книгу я прочту, давно в хотелках. И кажется не одна подобная там такая у меня книга. Вот как-нибудь выберу период в своей жизни на творчество и всё-всё прочту. Обещаю)))
@lerochka, ты думаешь я что-то понимаю? :D просто нравится созерцать. Эта конкретная книга дает читателю хотя бы шанс понять, откуда корни того или иного непонятного произведения. Вот бы на другие периоды (и до современного искусства) подобные книги найти:)
считаю баллы и вижу, что ты поспешила с чтением) была в табличке у тебя она
@lerochka, у меня есть знакомый, он вообще равнодушен к искусству. И так как его жена таскает по музеям в поездках и требует выдать мнение о той или иной картине, он мудро распределяет: художник старался, художник не старался ) Для примера: Шишкин Утро в сосновом лесу - похоже, как фотография, художник старался. Пикассо Плачущая женщина - непохоже, так не бывает, художник не старался )
@AprilDay, у меня подобное мнение иногда бывало))
а на самом деле, судя по книге, Пикассо как раз старался и долго писал некоторые работы, а не как один чувак (к сожалению, забыла кто), долго не мог родить, а приспичило - за ночь "заабстракционировал" разводами огромное полотно))
@loki, упс...Я то как раз, когда выбирала, что почитать, думала, этой точно не будет
Интересно...Её читает какой-то персонаж, или гм...тут раскрывается тайна?:))
@rina_rot, имя))
@loki, ой, точно. Бэнкси же может быть именем)
@rina_rot, почему только Бэнкси? А Моне - это что?))
имя - это я считала и имя, и фамилию
@loki, ааа. Тогда ок)
@rina_rot, буквально вчера пялился на работы Бэнкси. Вот восторг и все тут. Но круче всех все равно Дали.)) И чуть-чуть Малевич. Меня сама мысль восторгает - нарисовать "Черный квадрат", который не черный, и не квадрат, и вообще супер))
@neveroff, а мне Врубель нравится. Я в Третьковке чуть голову не разбила об стекло, когда пошла его картины смотреть)
@neveroff, Я тоже Бэнкси гуглила, когда читала, чтоб побольше увидеть работ (очень уж в книге понравилась горничная, которая мусор заметает), очень понравились. С Дали и его "Памятью" стало уже чуть легче:)
А Малевич, как тут сказано, сначала создал этот квадрат как декорацию к пьесе, а потом только пришло осознание того, ЧТО он написал, что это шедевр!
Но больше всего здесь меня поразили Поллок, который просто разбрызгивал краску на огромные холсты, лежащие на полу и Ньюман, который нарисовал красный прямоугольник, наклеил вертикально ленту и на нее еще нанёс краску. Гениально. И потом 8 месяцев (!) раздумывал, что ж это такое. И додумался: это - он сам целиком! И тут я окончательно поняла, что не отсутствие изобразительного таланта не может сделать из меня художника, а способ мышления)))
ну когда же я уже возьму в руки эту книгу...
@anastasia_roja, тоже хочешь с умным видом заявлять: "Я не понимаю этого современного искусства."?))
@loki, а Врубель тоже к современному относится разве? я думал он классик. "Пан" у него красивый...
@rina_rot, социалка у Бэнкси крутая, да, но мне нравится как он дорисовывает к всякому бреду и получается красиво.))
@AprilDay, это почти и мой случай))) Возьму на заметку такое разделение картин))
@rina_rot, а я из импрессионистов люблю Ренуара. Но и Моне очень нравится.. В современном искусстве конечно много всего концептуального, но вот Дюшана с его "фонтаном" мне не понять никогда, как впрочем, и многих дадаистов))
@neveroff, не знаю, я просто поделилась, что мне нравится)))
@san.d.ark, Ренуар мне тоже очень понравился. Но Моне ближе, я это поняла точно, когда увидела Лягушатник, который они писали с одного места. Так интересно рассматривать, кто и что пожелал выделить в своем произвндении. Если честно, сначала ренуаровский понравился больше, но водичка Моне покорила:)
Дадаисты мне не понравились, хотя их методы по созданию произведений любопытны, это же надо додуматься))
@san.d.ark, еще, когда про Анри Руссо читала и гуглила картины, они мне и правда какими-то детскими и наивными казались, еще автор чутка юморил, а потом увидела его Карнавальную ночь и как-то прониклась прям.
@rina_rot, да способов много интересных было, внедрение современных технологий, фото... Но, мне кажется, такие направления и мода порождают много лжехудожников или околохудожников... Одно дело, если ты блестяще освоил академическую живопись, как Пикассо, а потом нашел новую волну, и начал все через абстракцию выражать, подкрепив идейно... А когда человек ничего, кроме отвратительных пятен в жизни не рисовал и не может... Всегда находится куча таких умельцев..