Рецензия на книгу Список Шиндлера от Headless
Очень странно читать именно эту книгу как основанную на реальных событиях, потому что от реальности там чуть да маленько.
Это страшная книга, которая отправила меня ещё и к страшным кадрам, и к страшной, хотя и прекрасной музыке, но поговорить я хочу о другом, об одном интересном феномене.
Вот интересная цитатка: "Никто из небольшого количества заключенных Плачува, переживших и Амона и само существование лагеря, не мог бросить никакого обвинения в адрес Раймонда Титча. Но он никогда не принадлежал к тому типу людей, вокруг имени которых возникают легенды. А вот Оскар был таковым. С конца 1943 года истории о Шиндлере ходили среди тех, кто еще оставался в живых, наполняя их радостным возбуждением мифа. Ибо не так важно, является ли то правдой или нет, да миф и не должен быть подлинной правдой, ибо он более истинен, чем сама правда. И слушая эти истории, нетрудно было убедиться, что для обитателей Плачува Титч был, скорее всего, добрым отшельником, а Оскар стал неким божком, суля им освобождение; двуликим – как у древних греков – подобно любому из подобных не самых главных богов, отягощенным всеми свойственными человеку пороками, многоруким, но не так уж и всемогущим, склонным к бескорыстию и сулящим спасение".
Эта книга заставила меня задуматься о том, как рождаются легенды. Уже после написания книги и съёмки фильма появились данные, которые открывают не столь блестящую реальность. Но почему миф-то появился? Кажется, этот вопрос и автор книги себе задаёт, выбравший этот мифологический тон, но явно имеющий и доступ к правде.
Я думаю, миф нужен людям, только тогда он и может появиться. В ужасные времена нужен тот, кто если не защити и спасёт, так хоть наведёт справедливость. И люди готовы сделать таковым любого яркого человека, давшего повод. Часто при этом миф основан на правде, только событиям, фактам, поступкам даётся иное истолкование, "в нашу пользу", как говорится.
Были две такие личности, Джон Диллинджер в США в 1930-е и Лёнька Пантелеев в 1920-е в молодых Советах. Они тоже стали народными героями, а ведь были мерзавцами. Один грабил банки, другой - людей. И они прекрасный пример творения мифа. Например, Пантелееву ставилось в заслугу благородство, не убивал, мол, жалел жизни. А ведь благородства там не было, просто по законам военного времени за убийство или даже просто угрозу оружием полагался расстрел на месте без суда и следствия, вот и не убивал. Из него, как и из Диллинджера, делали Робин Гудов, грабящих только богатых. Но действовал голый расчёт - лучше взять банк или нэпмана в ресторане золотишка лишить, чем копейки искать по лачугам, к тому что служащие и богатеи расставались с частью богатств легко, а бедняк за последние крохи мог и в глотку вцепиться. Ну, и так далее, принцип понятен.
В Оскаре Шиндлере хотели видеть спасителя. Он был на виду, был бонвиан, был ярок, харизматичен. У него был доступ к массовости. Кого же ещё делать спасителем? Не бармена же в столовой СС, который провернул маленькую операцию по спасению из гетто знакомого ребёнка, не из управляющего же Титча, который тихо кормил и за это отправился в Освенцим, не из Мадритча же. Выбрали харизматика Шиндлера. Даже автор немножечко этому удивляется.
Но из песни слов не выкинешь. И довершил начатое Стивен Спилберг, который придал мифу романтические (не от сердечек, а от романтизма с его невероятными людьми в невероятных обстоятельствах) ноты. Стоит ли из-за этого отказываться от фильма? Я думаю, не стоит. Там трагедия народа, там безумное желание помощи, там собирательный образ всех тех, кто помогал, а не наживался, по нелепой случайности носящий это вот имя. В конце концов, в рядах советских солдат были Адольфы Гитлеры, что ж с того, не повезло с именем.
Очень тяжело мне с двумя последними книгами, надеюсь, дальше будет легче.
#свояигра (книга, основанная на реальных событиях, за 40)
Надеяться стоит. Хорошо, что из нас двоих ты умеешь быть беспристрастной. Спасибо.
Я слышал про большие сомнения о правдивости, но что совсем все миф или с ног на голову - вроде не доказали?
Какая к нему главная претензия в принципе?
@Mariachi, тебе спасибо, Кузина. Мне надо было куда-то сбежать.
@neveroff, главная претензия, что он использовал рабский труд и продавал места в списке. По документам выявили, что он к спискам-то имел косвенное отношение, автор романа это подтверждает, а места там и правда продавались. Он был не Гет, конечно, но и совсем не альтруист, которого из него сделали.
@Headless, ясно, для меня это не развеивание мифа. Не помню уже что в книге говорилось, но по фильму я так и понял: дяде сначала вообще все равно было, потом решил, раз не во вред себе может еще и спасти, то почему нет? Да, за деньги, но считай это как критерий отбора - всех бы все равно не спас.
Кроме того, правда всегда по середине. Например, кого знал лично - спасал так, остальных - за бабло.
Вот что выпускали заранее нерабочие боеприпасы - не верю ни на секунду.
@neveroff, что книгу не помните, очень заметно.) Да, в романе говорится, что их боеприпасы были исключительно неисправны. И Шиндлер этому был рад. Правда посередине, но в этом случае мы имеем дело с мифом, как мне думается.
@Headless, да, книгу помню очень плохо, читал лет 20 назад...
Поэтому и спрашиваю что именно миф, по вашему мнению - какие-то события? или мотивация? Или вообще существование такого человека?
Потому что "главная претензия, что он использовал рабский труд и продавал места в списке" - вообще не вариант. Достаточно спросить, тех кто благодаря этому выжил: они бы предпочли чтобы такого Шиндлера (не книжного, а пусть даже такого алчного козла) не было?
@neveroff, миф в мотивации и некоторых событиях. А последнее ваше предложение - это обьяснение того, почему, собственно, появился миф. Из двух зол выбрали меньшее.
@Headless, про объяснение согласен.
С другой стороны - аналогичное использование бесплатного труда было на многих предприятиях. Даже славян угоняли, и работали они и на заводах, и на домашних хозяйствах. И не так уж много хозяев дали возможность людям выжить после этого труда. Я бы сказал - единичные случаи...
@neveroff, я согласна, что таких было немного, но не каждого стоит ставить на пьедестал (вообще сама по себе ситуация с "хозяевами" ужасает, а даже, ну, почему бы им как-то выделять славян? Часто считалось, что сотрудники СС унижают себя, наказывая их, так что избивать чехов предоставлялось словакам, словенцев - полякам, и наоборот). Если уж на то пошло, Эмили Шиндлер этого пьедестала больше заслуживает, но кто о ней знает? Никто.
@Headless, я согласен с тем, что нужно было делать собирательный образ с выдуманным именем. Но это бы наверное не воспринималось как реальность. Скорее как попытка обелить. В общем фиг его знает.
С одной стороны Шиндлер не герой.
С другой все равно спаситель...
@neveroff, да, с ним все непросто. И мы должны это понимать, а то обидно получается.