Рецензия на книгу S.N.U.F.F. от nightka
#играпрестолов
Двойственные ощущения после прочтения книги, которые сложно передать – написание рецензии я откладывала долго, настрочила лишь спустя 10 дней. Но как-то нужно собрать все воедино.
Собирая все впечатления читателей Пелевина, эта книга одна из наименее «болезненных» и читаемых. И я не прогадала, дав второй шанс автору с этой книгой. Жанр «фантастика» целиком соответствует действительности – автор описывает будущее, двуполярный мир – Уркаину и Бизантиум (он же БигБиз). Урки или орки считаются низшими существами, отсталыми, а бизантийцы (люди), соответственно, более продвинутыми, особенно в техническом плане. И постоянно происходят войны между ними, причем инициируемые самими же бизантийцами. Просто потому, что так нужно Маниту – этакое их божество. Этим же словом они называют и мониторы, экраны, где транслируются снаффы – пропагандирующие ролики с убийствами и насилиями или порнографией.
Повествование идет от лица главного героя – летчика Дамилолы Карпова, который участвует в создании снаффов и в подробностях рассказывает, как устроен его мир. Живет он с взятой в кредит сурой Каей – живой «куклой», которую не отличишь от человека. Суру можно принимать с заводскими настройками, а можно настроить самому, но тогда и принимать все последствия самостоятельно. Дамиола любитель острых ощущений, и настраивает свою суру на максимально значение «сучество» и «духовность». Их отношения в романе – отдельная песня. Каждый их диалог – настоящая полемика, за которой было интересно наблюдать.
Затем по воле обстоятельств, Дамилола связывается с Грымом и Хлоей – орками. С их появлением обычный темп жизни Дамилолы начинает меняться, а самое необычное – что причиной изменений стала его сура Кая.
В романе очень много словечек из «новояза» - большей частью Пелевин или искажал обычные слова, например, «церковно-английский», «верхне-среднесибирский», или образовывал из русского и английского языков. Фактическим девизом этой антиутопии был «Don’t look, don’t see». Но очень легко привыкнуть к этому новому языку – герой их доходчиво объясняет, плюс аналогии очевидны. Основная тема – политическая, которая особенно сейчас очень актуальна и остается обостренной. Отношения России, Запада и Украины в отдельности здесь поданы в гипертрофированной и сатирической манере, даже с издевкой. Вторая тема – контроль над технологиями и любовь к ним в виде суры, которая стала уж очень похожа на типичную женщину-суку. Действительно ли она действовала по заданным алгоритмам или в ней зародилась любовь? Хотя любви в этом романе нет – привязанность, похоть, но не любовь. Вообще создалось ощущение, что Пелевин очень сильно обозлен на всех женщин в целом и выказывает такие мысли, что заядлым феминисткам лучше не читать – лучше вообще не трогать эту книгу.
Не могу сказать, что роман вызвал во мне восторг, но читала с интересом. Конечно, не дай бог такую антиутопию в жизни, но некоторые ее элементы ведь и сейчас можно найти в настоящем, хоть и не в натуральном виде. Есть над чем поразмыслить, порассуждать после этого романа, концовка оставляет осадок, а еще было жаль героя, который по сути был одиноким неудачником, играющим с куклой и привязавшимся к ней.