Рецензия на книгу Человек, который смеётся от neveroff

На мой взгляд это самый неГюгошный роман Гюго. Вот как взялся читать так не мог оторваться. Тут даже авторская "вода", ставшая его фишкой, оборачивается интересными размышлениями с оттенком философии, а не просто банальными описаниями кирпичиков.
В самом начале, когда читатель вместе с бандитами оказывается на борту гибнущего судна, нетрудно почувствовать как тонешь вместе с этими людьми. Все их страхи, надежды, панику писатель передал очень талантливо.
Любопытно, что на этот раз Гюго оставил свою родную Францию и перенес место действия в не совсем дружественную Англию. Зачем он это сделал? Чтобы не позорить свою страну? Или могли не напечатать такое? Или потому что парижские нравы не допускали подобного лондонским? Да ладно, и похлеще могло быть, особенно при королях. Но вот перенес же. Почему - я не додумался, а искать чужие версии не стал. Разве что из-за морской державы, но этого как-то маловато.
Главными действующими лицами романа являются не люди, а как раз нравы. Нравы простолюдинов, но особенно - аристократии. Каждый с ума сходит по-своему, ничего страшного. Но только пока от этого не начинают страдать окружающие. Когда ради развлечения поджигаются чужие дома, чтобы посмотреть как кто-то выпрыгивает из окон, когда травят сворой псов беззащитное животное, когда уродуют детей, чтобы выставлять их как клоунов на показ... это уже не "ничего страшного". Это не смешно. И не грустно. И даже не страшно. Это означает, что просто физически необходим очередной Всемирный потоп. Потому что охренели...
Помимо главногеройных нравов есть несколько важных персонажей, исполняющих роль инструментов, с потомощью которых нравы нам и покажут:
- Гуинплен. Мальчик, а затем молодой человек, чей облик дал название книге. Он как раз из тех, кто стал жертвой изуродывания для потехи. Ему не просто надрезали щеки а-ля Джокер (как показывают в экранизациях данного романа). У Гуинплена вывернуты губы, частично срезан и чрезмерно вздернут нос, переделаны щеки. На лице этого человека застыла маска мертвого хохота.
И в таком облике уже не до "встречают по одежке, а провожают по уму". По сути неважно насколько мудр будет такой человек, проще простого его поднять на смех в угоду оппозиционному мнению, что бы он ни сказал. Т.е. отобрали не только внешность, но и право на личность...
Огромный плюс, что писателю удалось не подвергнуться искушению и не сделать из парня воплощение чистоты и морали в противоположность внешности. Гуинплен обычный человек, способный и сорваться, и пойти на поводу у низменных инстинктов. Довольно целостный литературный герой. Жаль, что он так и не смог полюбить по настоящему, т.к. то, что у него было к Дее - это категорически не любовь. Привязанность, благодарность, забота, позднее - стыд и чувство вины, но не любовь. Как бы часто автор не называл это сложное чувство парня "любовью".
- Дея. Слепая девочка, спасенная Гуинпленом. Единственная не видевшая его уродства и поэтому единственная видевшая его поступки. Разумеется, со временем влюбившаяся в него. На мой сугубо субъективный взгляд наименее доработанный персонаж. Правильным было решение превращать любовь Деи в фанатичность и последующее оценивание себя самой по поведению и отношению Гуинплена. Вот только показал девушку Гюго как-то однообразно. Не докрутил гаечку.
- Его друг и хозяин Урсус. Бродячий философ. Его монологи часто и являются выражением мыслей писателя. Правда, нередко они излишне длинны и теряют остроту из-за принципа "хорошего помаленьку". Но все равно дядька любопытный.
Благодаря своей натуре он единственный, кто хотел и старался видеть в Гуинплене человека. Причем человека думающего.
- Самый любимый, конечно, волк. Не просто так его зовут Гомо, т.е. Человек. Потому что он как раз в большей степени человек, чем подавляющее большинство людей. Мощное, творческое, талантливое существо. Этот волк играл в спектаклях наравне с другими актерами. Не как выдрессированное животное, а как равноправный участник мини-труппы.
И, кстати, он единственный воспринимал Гуинплена таким как он есть, без анализирования и ожидания от него каких-то действий.
Вышеназванный квартет составляет балаган, кочующий по Британии и показывающий представление. И неслабо зарабатывающий. Только вот со временем в счастливую жизнь артистов включаются светские и политические интриги. За эти интриги отвечают большое количество героев, из которых я бы выделил два самых ярких:
- Баркильфедро. Ушлый тип, способный войти в доверие одновременно к трем недоверяющим друг другу сторонам. Да таким образом, что каждый уверен: проныра служит только ему одному. На самом деле Баркильфедро, хоть и тройной агент, но не Штирлиц и не Джеймс Бонд. Он циничный и мерзкий засранец, служащий только себе самому. Выклянчать себе должность и за это унизить дарителя. Стоять у трона королевы и оставаться мелочнее старьевщика... Фу таким быть, но этим он и интересен.
Его кредо "Ни одно доброе дело не должно остаться безнаказанным". Я серьезно. Вот прямые цитаты: "Прежде всего люди спешат проявить неблагодарность" и "Вредить ближнему — высшее наслаждение".
- Герцогиня Джозиана. По сути ничего особенного, но я впервые сталкиваюсь с подобным типажом. "Непорочная распутница" и "девственная вакханка". Женщина, ведущая себя как потаскуха (не как стерва, а как дешевая кокотка), но при этом остающаяся нетронутой. Но почему? А потому, что не видела никого настолько великого или настолько низменного, чтобы стать неповторимым и, следовательно, достойным ее.
"Быть живой женской плотью и быть женщиной — две вещи разные".
В этом она весьма необычная особа, надо сказать. Которой еще суждено исколошматить не одну человеческую жизнь. Самой не будучи по сути человеком.
Выводы по книге:
Читается на удивление приятно и легко, для Гюго это очень неожиданно. История Гуинплена и Деи для меня просто фон, как бы повод чтобы рассказать об эпохе. Сама по себе их жизнь вызывает жалость, но не сочувствие. Т.к. они не виноваты в том какие они, но только они сами виновны в финальных бедах. Я не говорю "Ну и поделом". Я говорю "Это закономерно".
Гораздо - гораздо! - интереснее смотреть за безымянными людьми в книге. За стелющимися в надежде получить подачку придворными, за тонущими моряками в последние минуты прозрения, за зрителями на представлениях.
Кстати, насчет спектаклей и популярности. Гуинплен достиг бешеной известности, это факт. Но разве он талантливый актер? Нет. Популярность к нему привлекло уродство. Сегодня таких называют "фрик" и они в Инстаграме и на шоу Малахова тоже поднимают себе огромную известность и не менее огромный заработок.
А вот рядом с Гуинпленом был очень талантливый Урсус, который и свистел на любой лад, и моментально подрожал чужим голосам, да так, что обладатель оригинала был в шоке, и пьесы писал, и исполнял очень сложную роль... Но успеха без "человека, который смеется" не имел. Почему так? Вопрос риторический...
Черт! Очень круто все разобрал!)
Но самое "неГюговское" творение - "Последний день приговоренного к смерти")
@vandal, спасибо. ))
Ого какое название, перекликается с Андреевым. Надо посмотреть чего там такое.
Очень интересно. Я тоже когда-нибудь дойду до нее)
@ekaterin_a, тебе надо в армию сходить!
Вот я сходил и дошел до нее! :DD
@vandal, боюсь, я вышла из призывного возраста...) и я бы тоже до нее сейчас дошла, если бы кое-кто (он сам знает, кто) не стал бы играть в классики!))
@ekaterin_a, такое чувство, что я и на смертном одре услышу - "не надо было играть в классики!" :D
@vandal, услышишь, и это вернет тебя к жизни.
Навечно!))