Рецензия на книгу Молитва об Оуэне Мини от AnnaOpredelenno

#свояигра
15. Рекомендации от BBC за 50
Джон Ирвинг совершенно в своем репертуаре. Многословное повествование с бесконечными повторами, недомолвками, намеками и флэшбэками. И прорываться через это повествование в первых двух третях книги было непросто. Книга же, написанная таким образом, понятное дело, большая.
Автор (вернее, герой-рассказчик) начинает с каких-то туманных заявлений, что Оуэн Мини привел его к Богу. Оуэн Мини оказался несколько недоделанным пареньком. Он очень мелкий. Вот прямо с самого детства ясно было, что он не просто растет медленнее, а всегда будет слишком маленьким. И у него странный голос – «как будто он всегда кричит». Возможно, это все потому, что его родители держат гранитный карьер. Гранитная пыль с, вдыхаемая с младенчества, и не такое может (наверное)! Но помимо этого, Оуэн отличался всплесками странноватого поведения – неожиданные пророческие заявления, странные суждения, аллегорические поступки, несимметричные реакции. Ну и он – лучший друг рассказчика с самого раннего детства.
Рассказ с этого раннего детства и начинается. Досконально описываются разные ситуации, диалоги, эмоции постепенно взрослеющих мальчиков. Довольно достоверно, кстати, описываются. Вся вот эта одновременно примитивность и невероятная сложность эмоций развивающейся личности. Кроме того, текст довольно ироничен. Иногда, даже редко – это комедия положений, чаще – шутки более тонкие, на уровне игры слов и ассоциаций. Из смешных положений, например, очень вспоминается пружинная сетка кровати, хлопающая Оуэна по лицу. Потому что Оуэн под этой кроватью прятался. А на кровати «уединилась» преподавательская чета, которую привело в эту чужую студенческую комнату то, что в их собственной комнате орали их же младенцы. А Оуэна (и его друга-рассказчика) привел туда же проснувшийся интерес к половой жизни, и в комнате старшего студента они надеялись найти волнующий намек на взросление – презервативы. Конечно, они не рассчитывали познакомиться с половой жизнью вот так близко, и это весьма их шокировало. Короче говоря, местами эта книга довольно забавна. Но этих мест недостаточно, чтобы изжить скуку. Часто приходилось себя тащить через текст за волосы. И эти постоянно пересыпавшие историю намеки на будущее и «тогда я конечно не знал, что это…», честно сказать, скорее утомляли, нежели подогревали интерес.
Все поменялось для меня одномоментно. Когда уже изрядно повзрослевший Оуэн сравнил США (свою страну) с как раз только что почившей Мерилин Монро. Это все сравнение – довольно, кстати, многословное – мало того, что показалось мне очень точным и ярким, так еще и породило размышления на тему, на какую же женщину похожа «вся наша страна». Воздержусь от получившегося у меня портрета, а скажу лишь, что много грустных дум меня посетило на тему того, что неплохо бы было этой несчастной женщине помочь, попутно увернувшись от ее тяжеленной длани.
И после этого сравнения книга стала просто каким-то неисчерпаемым источником мыслей, которые надо бы хорошенько обдумать. Снова же про свою страну и отношение к ней говорил Оуэн, а для меня из-за его слов проглядывал Лихачев. Они оба говорят о том, что любить свою страну – не означает слепо принимать любые действия, предпринимаемые ее руководством, и необязательно приветственно подбрасывать в воздух чепчики на каждую сделанную именем своей страны мерзость. Нашлось вдруг неожиданно много похожего между вечно противопоставляемыми США и Россией. Впрочем, это я замечала и в другой литературе, но все же, найденные здесь, эти сходства спровоцировали задуматься о причинах такой схожести и одновременно культивируемого неприятия между нациями. Шевельнулся интерес к истории вообще и каноническим текстам в частности. И промелькнул намек на понимание, что же ищут в религии сильные и умные люди. Со слабыми-то как раз понятно – опиум для народа, и все дела. Но религиозность людей думающих и твердых духом мне всегда казалась парадоксальной. В этой книге проскакивают намеки на ответы, почему нет, это не парадокс. А еще в этой книге достаточно смертей, чтобы аккуратно, но тщательно расплести тему переживания потери близкого. «Господи, пожалуйста, верни его! Я никогда не устану молить Тебя».
Но на самом деле, я не могу быть уверенной в том, что зародить у читателя такого плана мысли входило в десятку главных целей Ирвинга при написании этой книги. Основная идея – как именно и почему Оуэн Мини привел Уилрайта (рассказчика) к Богу - она не показалась мне особенно интересной, не впечатлила. Кроме того, в этой идее нет настоящего чуда, сплошные фантазии, вроде вещих видений и спасительных галлюцинаций. Благо было их ненавязчиво мало, а то еще чуть-чуть – и можно было бы начать плеваться (потому что, как недавно было сказано в одном разговоре, касающемся религии – Господи, избави нас от фанатиков). Их было мало, этих вымышленных чудес, особенно с учетом того, в каком объеме практически документального текста они были растворены. Зато там было настоящее чудо: когда простые слова немного меняют угол зрения и облегчают боль. В этом несомненное достоинство «Молитвы об Оуэне Мини» (только не прикладывайте этот кирпич к больному месту, оно не так работает).
Напоследок скажу, что Ирвинг пока кажется мне чертовски характерным – книга очень похожа на его «Сын цирка» - и своими достоинствами, и недостатками, и тем, как она была воспринята мной (вплоть до того, что теплые чувства к рассказываемой истории возникли на том же самом проценте ее преодоления). Но только «Молитва…», знаете, задевает глубже.