Рецензия на книгу Страница любви от reiden_coldflame

О свойствах страсти
______________________
В четырёх из семи предыдущих частей эпопеи Ругон-Маккары действие происходит в Париже, однако именно в «Странице любви» изобразительный талант Золя представил город наиболее масштабно и значимо; настолько, что он перестаёт быть просто фоном и вырастает до уровня действующего лица.
Но не этот увлекательный факт привлекает основное внимание. Главной неожиданностью для критики и публики стал явный контраст со всеми предыдущими романами: в «Карьере Ругонов» показано, как на крови и предательстве создавалась Вторая империя; «Добыча» и «Чрево Парижа» бичуют дельцов и буржуа соответственно; дилогия «Завоевание» и «Проступок аббата Муре» направлены против клерикализма, а «Его превосходительство Эжен Ругон» изображает свору авантюристов, одержимых жаждой власти. И ещё не утихли страсти, связанные с беспощадным социальным романом «Западня», где автор «изображал ад, и изображал его так, что всякому хотелось на этот ад взглянуть» (Труайя).
«Страница любви», на первый взгляд, лишена социального вовсе: эта история внезапной любви матери-одиночки к замужнему врачу. Однако сам автор прекрасно понимал, что делает:
«Получится противопоставление, и меня зачислят в порядочные романисты. Я сознательно работаю для пансионерок, я делаюсь плоским и серым. А потом, в «Нана», опять впаду в свирепость».
Кроме того, Золя, неутомимый исследователь темпераментов и сред, хотел, чтобы в его хронике были «наблюдения всех видов»:
«Я должен изучить зарождающуюся и великую любовь так же, как изучал пьянство».
Элен - дочь шляпника Муре и Урсулы Маккар, проводницы наследственного невроза, идущего от праматери рода Аделаиды. Элен досталась склонность к страсти, а её болезной дочери Жанне - у которой «наследственность сказалась через поколение» - повышенная нервозность.
Подготовка к созданию «Страницы» заключалась в блуждании по красивым парижским местам, а также в изучении медицинских и психологических трудов, в частности, о подростках. Видимо, поэтому отдельной похвалы заслужил образ Жанны - «характер ревнивого ребенка - один из самых ярко очерченных детских характеров во всей нашей литературе» (Эжен Асс).
Больной ребёнок и становится причиной знакомства Элен с доктором Деберлем, а также его супругой Жюльеттой и небольшим буржуазным салоном. Этот салон, собранье пошлых скучающих тёток, способных лишь на интрижки и сплетни, являясь единственной - и довольно слабой - приметой социального, символизирует буржуазный мир. Интрижка Жюльетты противопоставлена «солнечному удару», тому глубокому чувству, которое внезапно приключилось между Элен и Деберлем.
Даже в этой, на первый взгляд, непритязательной истории автор ставит эпическую задачу: если «Илиада» - это развитие гнева Ахилла и творческое осмысление концепта войны, то «Страница любви» - это динамика чувства Элен и «всеобщая история страсти».
Ассоциации с античной литературой, никак не дававшие мне покоя, были пояснены в приложенном к роману «Письме Золя»:
«И вот с двадцати лет я мечтал написать роман, в котором Париж с океаном его кровель стал бы действующим лицом, чем-то вроде античного хора. Мне представлялась интимная драма: три-четыре лица в небольшой комнате, а на горизонте огромный город, который неустанно смотрит своим каменным взором на смех и слезы этих людей».
[…]
Сцены Парижа в очередной раз демонстрируют близость Золя к живописи, в особенности, к импрессионистам (в данном случае - Клод Моне, цикл «Руанский собор»). Психологическое состояние героини и переживаемые метаморфозы чувств отражены и словно закреплены в пейзаже:
«Именно таковы задачи пейзажа в «Странице любви»: линия цвета прокладывает свой ход сквозь сплетения сюжета и звучит как ещё одна партия внутри полифонии романа, находя единство с психологической линией» (Кучборская).
И совершенно завораживающим, предвосхищающим Джойса, кажется финальный пейзаж с «бесконечным скольжением белых мух»:
«…[снег], казалось, падал не наяву, а во сне, заколдованный на лету, словно убаюканный. Чудилось, что хлопья, приближаясь к крышам, замедляют свой лёт; они оседали без перерыва, миллионами, в таком безмолвии, что лепесток, роняемый облетающим цветком, падал бы слышнее; забвением земли и жизни, нерушимым миром веяло от этих движущихся сонмов, беззвучно рассекавших пространство».
Интересно также проследить другую тему - трагическое несоответствие идеала и быта, мечты и опошляющей, приземлённой реальности. Как помнит читатель, столь лирическая тема была задана с первых же страниц «Карьеры Ругонов»: «братская любовь» юных представителей рода, Сильвера и Мьетты, контрастирует с трусостью, эгоизмом, ханжеством и лицемерием старших Ругонов. В «Проступке аббата Муре» мертвящему ригоризму церковных догматов противопоставлена любовь Альбины и Сержа, которую автор рассматривает как проявление извечного, прекрасного, жизнеутверждающего начала. «Страница любви» добавляет образ юной и болезной Жанны, столкнувшейся с ложью и лицемерием взрослого мира, что позволяет автору создать, пожалуй, самую пронзительную сцену в романе - оставленная одна дома Жанна смотрит на пасмурный и бурный Париж, чувствуя себя обманутой и брошенной.
Не жалея о написании «Страницы любви», Эмиль Золя всё же называл роман «довольно-таки непритязательной историей». Критика, видимо, уставшая поливать автора грязью, благосклонно восприняла новое произведение, столь разительно отличавшееся от скандализовавшего всех романа «Западня».
Золя хвалили за поэтичность, умение «проливать слёзы», глубокий психологизм «в духе Стендаля» и сравнивали роман с каплей ликёра (после «мутного вина» - предыдущего романа). И здесь вряд ли стоит упрекать натуралиста в стремлении потрафить буржуазным вкусам: он сам понимал, что создал «сладенькую историю», «стакан сиропа», однако, как я уже говорил, его эпическая летопись подразумевала и такую страницу.
Русская же критика подобное ослабление социального приняла прохладно, посчитав произведение наиболее слабым, однако было замечено, что в романе «есть некоторые превосходные страницы».
_________________
«Страница любви» - несколько сентиментальная поэма большого города, «трогательная и простая» драма о динамике страсти; роман, в котором конкретное уступает поэтическому - главным образом, импрессионистским образам Парижа в разное время и под разным освещением.