Рецензия на книгу Радость жизни от reiden_coldflame

____________________
- Что есть человек?
- Раб смерти, мимоидущий путник, гость в своём доме.
(«Словопрение высокороднейшего юноши Пипина с Альбином Схоластиком»)
После долгого (шесть романов) перерыва мы снова в провинции. Десятилетняя Полина Кеню, дочь Лизы Маккар и колбасника Кеню («Чрево Парижа»), оставшаяся сиротой, переезжает в захолустный приморский Бонвилль, к родственникам отца - супружеской паре Шанто. Вскорости их сын Лазарь начинает проявлять некоторый интерес к взрослеющей Полине.
Помимо всегдашнего собирания фактов действительности, необходимых для живописания среды, Эмиль активно штудировал философов - Платона, Спинозу и Шопенгауэра, а также медицинские трактаты, в особенности связанные с физиологией. Кроме того, он консультировался у видного специалиста по вопросу о промышленном производстве водорослей.
Большая История чуть ли не впервые отступает: исторический момент не принципиален, события этого романа могли бы произойти и не в эпоху «безумия и позора». В этом «Радость жизни» схожа с «Проступком аббата Муре», в котором философия пантеизма затмевает конкретно исторический антиклерикальный пафос.
Другой краеугольный камень натуралистической эпопеи - наследственность - подвергается любопытной трансформации. С одной стороны, родовая особенность (склонность к истерии) даёт о себе знать, напоминая о довлеющем наследственном Роке:
«…какая-то внутренняя сила помимо её воли сотрясала её, и временами кровь бросалась ей в голову. Должно быть, она унаследовала эти припадки ревности от какого-то далёкого предка со стороны матери...
«…она всеми силами борется с внезапными вспышками гнева, но ничего не может с собой поделать».
Далёким предком, разумеется, была праматерь рода Аделаида; это влияние, почему-то, наиболее манифестно, когда автор изображает героинь - Марта, Жервеза, Элен, Нана и вот теперь Полина становятся заложницами предшествующих событий.
Но с другой стороны, Полина не жертва Фатума и не его орудие: её наследственность не определяет её судьбу. Впервые героине Золя удалось преодолеть это губительное влияние.
Золя характеризовал основные качества Полины, как «спокойное мужество и облегчение страданий милосердием». Её цельная натура, склонная не к отторжению, а к принятию людей и обстоятельств, практически является выражением толстовской максимы -
«В мире есть лишь две абсолютные ценности: чистая совесть и здоровье».
Фоном для Полины - олицетворённой «радости жизни» - является бесцветный и безрадостный быт провинциальных буржуа, к которым относится приютившее её семейство: разбитый подагрой г-н Шанто, «калека, которого укладывали спать и кормили, как ребенка, этот жалкий получеловек», и его алчная и мелочная супруга г-жа Шанто. Их сын Лазар служит более важной цели, он - философская антитеза Полины: современник Золя, человек, в целом, прогрессивный, но по слабости характера бросившийся в «объятия Шопенгауэра».
Weltschmerz, или О ничтожестве и горестях жизни
______________________________________________________
Жизнеутверждающая философия, заданная ещё в «Дамском счастье» и выраженная в этом романе образом главной героини, противопоставлена мировой скорби и нигилизму Лазара:
«Разговаривая с друзьями, Лазар тотчас же заводил речь о бессмысленности существования, о жалкой участи людей, которые созданы лишь затем, чтобы удобрять почву для кладбищенских лопухов».
Одержимость смертью, меланхолия, тотальное разочарование и отрицание прогресса словно бы внушены Лазару самим местом, а точнее - морем, неуклонно вторгающимся в жизнь аборигенов, морем, одновременно дарующим жизнь и несущим разрушения и смерть:
«…в покорном ужасе ждали они разрушения: что делать, ведь они жили в близком соседстве с необъятным морем, которое одновременно кормило и губило их».
Этот главный элемент поэтики романа подчеркнул Мопассан - «свирепое, как жизнь» море, неутомимо поглощающее «бедную рыбачью деревушку, выстроенную на склоне утеса»:
«…А над всей книгой витает чёрная птица с распростёртыми крылами: смерть».
Борьба Лазара с морем, желание покорить его это стремление примирить себя с самой жизнью, с её неумолимостью и неизбежностью. Что характерно, для Полины море - «вечно живое», оно - «старый друг».
Таким образом, страдания юного Лазара, бесплодно стремящегося создать произведения с пафосными романтическими названиями («Шествие Смерти» и «Поэма Скорби») и безотчётный оптимизм Полины создают главный конфликт романа.
[…]
Поставив перед собой непростую философскую задачу - разрешить проблему сущности счастья - Эмиль Золя, в итоге, пришёл к немудрящим выводам: жизнь как таковая - вот высшее счастье, даже если она явно не отвечает желаниям и стремлениям. Такое обобщение снова напоминает о романе «Проступок аббата Муре», в котором Золя живописал «всю щедрость созидательных сил природы, красоту и гармонию видимого материального мира» (Кучборская). В «Радости жизни» обобщение ещё шире: «радость жизни» - сама жизнь, во всех её проявлениях.
Отрицание собственной личности и собственных интересов, свойственное Полине, добавляет некоторый христианский штрих - обманутая и преданная людьми, погубившими её собственную жизнь, Полина продолжает этих самых людей жалеть и жертвовать ради них собой:
«То была вершина любви к ближнему: обезличиться, всем пожертвовать, считая, что этого ещё мало, любить другого так сильно, чтобы радоваться его счастью, хотя не тебе он им обязан и никогда с тобой не разделит».
Упомянутый выше Мопассан увидел в «Радости жизни» величественную историю всего человечества и назвал её «историей мрачной и трепетной, смиренной и великолепной, сотканной из грёз, страданий, надежд и безнадёжности, позора и величия, низости и бескорыстия, вечных несчастий и вечных иллюзий. В горькой иронии книги «Радость жизни» Эмиль Золя чудесным образом обобщил всё человечество».
________________
«Радость жизни» - романтико-философский роман о сущности счастья; бытие как счастье или «всё к лучшему в этом лучшем из миров».
Примечание
___________
Считается, что «Радость жизни» - любимая книга Ван Гога. Именно её он изобразил на картинах «Натюрморт с библией» и «Натюрморт: ваза с олеандрами и книгами».