Рецензия на книгу Белая собака от v1shn

«Вся надежда Америки — в двух словах: sort of».
Писать рецензии на подобные книги очень и очень сложно. Не от того, что не впечатлило, и не потому, что плохо (о плохих писать как раз таки гораздо легче), но потому, что не знаешь, о чём писать: с чего начать, к чему прийти, чем закончить, ведь Белая собака Ромена Гари – это не только о том, что насилье рождает насилье, и не только о собаке, но ещё и об обществе (как об отдельном – американском, так и обо всём обществе – обо всех людях на нашей планете). Хотя и о собаке, конечно, тоже.
Белыми собаками некогда называли собак, специально обученных, натасканных на то, чтобы отлавливать беглых рабов (негров в частности, хотя белые рабы, насколько знаю, тоже вполне себе существовали). Но даже после отмены рабства белые собаки не ушли в прошлое, а стали использоваться для разгона демонстраций среди чернокожих представителей населения США. Они были очень хорошо натренированы, и даже если одна из них буквально только что беспечно подставляла вам свою мохнатую голову, чтобы вы почесали её за ушком, это вовсе не значило, что в следующую секунду она не смогла бы зверски накинуться на человека, волею генетики обладающего «не таким» цветом кожи.
Белые собаки не обязательно были белыми в прямом смысле этого слова, но они так назывались от того, что, завидев чернокожего человека, пускались в раж. Они были этакими собаками-расистами, хотя, конечно же, не являлись прямыми приверженцами никакого расизма, а лишь выполняли то, что знали лучше всего, – то, чему их научили их же хозяева. И это, пожалуй, самое страшное.
А ещё страшно, когда установки, привязанные, вытренированные, выдрессированные, пытаются сломать. Из принципиальности или просто так, но сам факт. И если с человеком такое порой выходит, то вот попытка «перевоспитать» животное, особенно старое, часто венчается либо неуспехом, либо фатальной ошибкой. В этом случае произошло второе, и собака из «белой» вдруг стала «чёрной». Такая вот аллегория на человеческую глупость и неосторожность, о которых частично дальше, ведь, повторюсь, история эта не только про собаку, белая она или нет, но ещё и про всех нас, про людей, и Ромен Гари профессионально вспарывает личину всего общества того времени. Хотя очень многие вещи, в прочем, остаются актуальными и по сей день.
Автор обращает внимание на то количество лицемерия, без которого не остаётся практически ни одна общественная проблема (и уж тем более такая, как человеческое неравенство), и на упомянутую человеческую глупость, совершенно банальную, без которой не существовало бы пункта про фальшь.
Потому как неразумностью своей человек зачастую возводит в культ отличие одного от другого. Всё, что чуждо, непривычно человеческому разуму и быту, этому разуму и быту представляется враждебным. Ненависть – отсюда.
Рассказчик, автор и главный герой по совместительству вроде бы вызывает симпатию, а вроде бы и нет. Он, с одной стороны, кажется, и действует где-то как-то, но с другой, – также прекрасно олицетворяет собой это популярное, дошедшее до нас ещё из глубины веков выражение: «хлеба и зрелищ». Хлеба и зрелищ на восстании в Париже, хлеба и зрелищ на беспорядках в Вашингтоне, хлеба и зрелищ тогда, когда белая собака бросается на чёрного работника, пришедшего почистить бассейн. Всё ради впечатлений: не пропустить исторический момент, запомнить, уловить. И это как-то вроде бы и мерзко, но при этом… sort of.
Сама книга очень похожа на некоторого рода исповедь одного человека перед другим – одного единственного за целое множество. Она несёт в себе историю такого рода, какие обсуждаются очень редко, но являются чуть ли не одними из самых важных. Сдаётся мне, это далеко не последний раз, когда я открываю произведения Ромена Гари. И даже далеко не последний раз, как я закрываю конкретно эту книгу.
«Благодарение Богу, я не присутствовал на этом собрании. Я бы точно кого-нибудь укусил. Это наводит меня на мысль, что надо срочно покупать более прочный поводок.
Старый уже основательно поистерся».