Рецензия на книгу Метро 2033 от v1shn

«Ваша цивилизация — это раковая опухоль, это огромная амёба, жадно всасывающая в себя всё, что есть полезного и питательного вокруг и исторгающая только зловонные отравленные отходы».
(Внимание, рецензия может содержать незначительные сюжетные спойлеры, неизбежные при общем анализе произведения.)
Странно начинать со следующих слов, но мне очень даже понравилось.
Конечно, это далеко не томик Ницше, из-за чего у внушительного количества людей почему-то появились претензии, и не добротные антиутопии великих авторов прошлых веков, но и не совсем проходная книга. Я от неё, в прочем, многого и не ожидала, и, наверное, именно эта установка и позволила мне расслабиться, насладиться процессом чтения и даже увлечься вселенной. (Хотя и мои личные предпочтения тут не остаются в стороне. Уж очень мне нравятся истории про сталкеров.)
Обычно подобные книги редко заставляют открывать дополнительные источники, дабы уточнить какие-то детали, но не эта, потому что желание копнуть некоторые темы поглубже присутствовало стабильно раз в несколько глав. Так что даже из такой книги, как эта, я смогла выжать для себя множество полезной и просто-напросто интересной информации. Вот, например, хотите верьте, хотите – нет, а ранее я ни слова об РНЕ не слышала. Может, где-то что-то да проскакивало, но наверняка никогда не заинтересовывало. Многочисленные религиозные и политические вопросы тоже вызвали немалый интерес, и если теперь взглянуть в браузере на историю моих запросов, колеблющихся от националистических организаций до свидетелей Иеговы, и их последовательность, то можно смело подумать, что кукушка у меня из домика уже улетела, а вот вернуться, увы, не обещала.
«Как же, как же. Референдум. Народ скажет “да” – значит, “да”. Скажет “нет” – значит, народ плохо подумал. Пусть народ подумает ещё раз».
Как я уже оговорилась, книга простенькая. И главный герой у неё такой же простенький. Но несмотря на кажущуюся простоту, развитие у Артёма всё-таки есть. Но прослеживается оно не столько общим планом, сколько в каких-то частностях, в деталях. Изменение его образа мыслей (пусть я и не могу разделить того, к чему он пришёл), заимствование – посредством анализа – идей людей, встречающихся ему на его пути. Перемена отношения к Сухому: в самой первой главе тот ему является никем иным, как отчимом, далёким и холодным спасителем, который, воспитывая его, старался стать роднее, ближе, но никак не мог добиться этого, тогда как в последних главах у Артёма комок в горле застревает, потому что не привычное «дядя Саша», а такое саднящее последнее слово – «папа», – и объятия в его понимании перестают ощущаться «отчимовскими», неуклюжими, сдержанными. Они становятся отцовскими.
В самом начале Артём ещё не представляет масштаба опасности метро и окружающего мира; он, скажем так, ещё ребёнок совсем, совавшийся разве что на пару соседних к ВДНХ станций, а само его путешествие, навеянное Хантером, который – по моему нескромному мнению – является самым запоминающимся из второстепенных персонажей (и не только потому, что я неровно дышу к суровым лысым дядькам с пафосными прозвищами), кажется ему весёлым и лёгким приключением. И как разительно всё меняется к концу.
В финале произведения кроется как и один из основных его плюсов, так и корень его зла. Он, финал, не совсем ожидаемый и несколько скомканный, но в нём – ключ к тому, из-за чего книга раздражает такое большое количество людей. Действительно много как отрицательных, так и положительных рецензий содержат негодования по поводу того, что Артёму вроде как постоянно везёт (лично мне так не показалось или, быть может, сильно не напрягало, но я вообще болею, так что, может, у меня порог принятия произведения и восприятия реальности понизился), и из-за этого, мол, книгу читать становится скучно. Таким образом, многие её откладывают, не дойдя до развязки, в которой и располагаются оъяснение всему и, как я думаю, тот самый трагичный исход надежды, фатальная ошибка, крах избранности и, вероятно, череда кровавых событий, которая имеет место произойти вследствие всего этого когда-то в будущем.
Из всего списка произведений курса именно «Метро» я выбрала для первоочерёдного прочтения, но, в основном, потому, что от него я, как написано в самом начале этой рецензии, многого не ждала, а голову, в прочем, нагружать сильно и не хотелось. Ради развлечения, короче, я его выбрала (а ещё – не буду скрывать – ради того, чтобы, ознакомившись, наконец, со вселенной, потом всё-таки допройти игру). Так что всё, что я в теории могла от этой книги ожидать, она вполне оправдала, к тому же оставив меня довольной. Да и озвучка у неё вполне приятная, особенно без музыкального сопровождения и на едва увеличенной скорости. За что спасибо Ефиму Каменецкому.
«Ради чего он это делает? Чтобы жизнь в метро продолжалась? Да. […]
Чтобы жизнь в метро, бессмысленная и бесполезная, возвышенная и наполненная светом, грязная и бурлящая, бесконечно разная и именно потому такая волшебная и прекрасная, человеческая жизнь продолжалась».
#С2_2курс (Список №4, Россия.)
UPD. И ещё к тому же я получила очень увлекательную теорию развития жизни в постапокалиптическом мире на таких знакомых и любимых мне подземных станциях города, по которому я очень скучаю. Но это так, совсем уже от себя и мало касается анализа книги. Просто было приятно прогуляться по всем этим местам, пусть и разительно поменявшимся после сброса бомб.
@v1shn, это всегда играет значение - если книга вызывает отклик помимо сюжета, такая себе ностальгическая сопричастность. Это влияет на восприятие.
Хотя в апокалипсисе, наверное, спорно мое утверждение))
Список 4
@neveroff, пожалуй. А то уж совсем забавная ситуация получается "D.