Рецензия на книгу Бесплатный могильщик от v1shn
Валентин Пикуль.
Его имя показалось мне очень знакомым, когда я увидела его в списке «Адвент Календаря». Однако оказалось, что до вчерашнего дня я ни разу не брала в руки ни одну из его работ, будь то подобные миниатюры или же куда более объёмные романы. Так что в выборе произведения для чтения на флэшмоб я решила отталкиваться от их названий, по крайней мере это мне показалось разумнее всего в ситуации, когда не имеешь ни малейшего представления об авторе.
Сначала это было произведение «Кровь, слёзы и лавры» 1986 года. Его язык, даже чуть более изящный и поэтичный, чем в данной миниатюре, пришёлся мне по душе, и я заметила это с первых строк.
Однако историческая достоверность некоторых деталей, а также возведение патриотизма в некий абсолют, в крайнюю степень, когда разумное чувство умеренной гордости (?) заменяется слепой верой в безгрешность собственных отчизны и народа, в непоколебимую их чистоту, заставило меня засомневаться в том, что я читаю, а также впасть в ступор при написании рецензии и со скрипом в зубах открыть следующий рассказ в надежде больше не столкнуться с чем-то подобным и суметь подобрать слова для отзыва в следующий раз.
И вот оно. «Бесплатный могильщик» – именно то название, которое могло бы заинтересовать меня, когда я в первый раз пробегалась глазами по списку произведений. Увы, тогда оно осталось незамеченным. И хотя в нём, в названии, прямым текстом написано одно, первые две с половиной страницы из трёх повествование идёт вовсе не о могильщике, а о библиотекаре, служившем при Екатерине II, об Александре Ивановиче Лужкове.
Казалось бы, обыкновенный придворный библиотекарь, что о нём писать. Но сколько жизни в этом человеке появляется, когда о нём пишет Пикуль. В воображении так и предстаёт этот прямолинейный, гордый и умный человек, ходящий, однако, по самому краю ножа как раз из-за прямоты и гордости; этот мужчина, который не боится перечить государям и не дорожит ни своим положением, ни, кажется, жизнью, а ведь веди себя Лужков с Павлом I так, как вёл себя с Екатериной II, скорее всего давно бы уже потерял своё место (и не только его). Его образ настолько живой, а атмосфера, окружающая его, передана так тонко, что, несмотря на то, что это всё располагается всего на трёх страницах, кажется, можно спокойно дотронуться до книжных переплётов на полках государственной библиотеки и поспорить с Александром Ивановичем, встав рано утром.
К сожалению, именно в этот момент перестаёт хватать чего-то важного. Происходит как бы резкий переход, рассеивающий атмосферу миниатюры. И проблема тут именно в резкости, а не в непринятии философии библиотекаря, ставшего хозяином приюта для бедняков и настоятелем бесплатного кладбища, или в неприятных речах, как то было в более поздних «Крови, слезах и лаврах». Но потом атмосфера, только уже, конечно, кладбища и приюта, возвращается, хотя до заключения остаётся всего-лишь несколько слов. И для меня до сих пор является загадкой то, как Валентину Пикулю удаётся проворачивать этот трюк раз за разом. Но это всё ещё впечатляет.
Конечно, я не могу судить достоверности исторической информации, содержащейся в тексте, учитывая то, что самой достоверностью, как мне уже довелось понять не только из собственного опыта, автор не славится. Я не знаю об Александре Ивановиче Лужкове ничего, кроме того, что обнаружила в работе Пикуля и наспех прочитала в интернете.
Однако эта миниатюра дала мне пищу для размышлений (о эта вечная песнь о самодержавной власти и демократии, об альтруизме и разумном эгоизме, и о деньгах), толчок к поиску информации о личности Александра Ивановича Лужкова и к тому, чтобы вспомнить про один из самых любимых периодов в истории Российской Империи, период правления Екатерины II, и в общем-то даже, наверное, понравилась.
#АК_2019 (№2, Валентин Пикуль.)
Фактическая достоверность скорее всего страдает. Наверное, как художественные произведения его книги лучше воспринимать, в основу которых ложатся реальные события, но только в качестве основы, зацепки для сюжета.