Рецензия на книгу Колодец и маятник от v1shn

1808 год, время Наполеона Бонапарта и Пиренейских войн. Главный герой – узник испанской инквизиции, заключённой в тюрьме города Толедо, что в Центральной Испании. И хотя в то время испанская инквизиция, на тот момент имеющая за плечами почти триста тридцать лет истории, уже не обладала такой впечатляющей силой, как когда-то (её окончательное упразднение наступило всего через каких-то двадцать шесть лет), а пытки, описываемые в произведении, технически едва совместимы с реальностью, особенно с учётом времени действия (можно списать, наоборот, это на приукрашивающую силу воображение, которое обыкновенно разыгрывается у многих находящихся на волоске от смерти людей), произведение достойно внимания и собственной известности.
Итак, герой рассказа, имя которого не раскрывается, осуждён на смертную казнь за преступление, детали которого так же не являются основополагающими для сюжета. Но не всё так просто, как кажется, ведь гораздо интереснее пытать человека, проверять предел его физических возможностей и психику, чем просто повесить его, пристрелить или отрубить голову. Проснувшись в полной темноте, герой лицом к лицу сталкивается с чередой психологических испытаний: самые распространённые, первичные страхи одолевают его. Страх смерти, неизвестности и неизбежности, возбуждаемые темнотой, замкнутым пространством и постоянно приближающемуся к брюху острейшим лезвием тяжёлого маятника. И всё это время не остаётся ничего другого, кроме как вдыхать опасную холодную влагу воздуха и делать выбор: бесконечная борьба за жизнь или мучительно долгая смерть; дозволение самому себе сойти с ума или неизменный самоконтроль, происходящий даже тогда, когда тело наиболее измождено и нуждается в пище и питье?
Не каждый сможет принять и осилить борьбу – для того нужна поистине всеобъемлющая сила духа и принятие факта, что она по сути своей в подобной ситуации чаще всего не имеет всякого смысла.
В данном случае героя ожидает счастливый конец, в самый последний момент ему повезло в тот миг, когда он уже начал падать в колодец, где его ожидали ледяные мучения. Возможно, несколько смазано и нереально. С одной стороны чуть более быстрая, чем до этого, но чуть более болезненная смерть, с другой – счастливое спасение генералом Французской армии, вошедшей в Толедо. Прибегнув к первому варианту, По показал бы, как порой бывает ничтожен всякий порыв предотвратить неизбежное; вторым же он отмечает безудержное рвение людей спасти себя, свою жизнь, даже если жизнь эта была так тяжела и не важна – как человек вдруг начинает ценить то единственное, что у него осталось. То, что было всегда, но то, что до явной угрозы смерти было отброшено на второй план, несмотря на то, что является самой основой.
Нечто подобное, к слову, встретила, прочтя на днях «Отель "Танатос"» Андре Моруа. Правда проблема у героя там была совершенно иного рода, смертный приговор он подписал себе сам и участь его поджидала совершенно другая.
Очень глубокое и точное описание атмосферы заставляет прочувствовать на себе всё то, что испытывает герой. Даже меня, признаюсь, порой отвращали некоторые моменты, и я чуть ли не слышала спёртый запах замкнутого пространства, сырого холодного заплесневевшего камня, а потом ядовитого жара металла. Дух захватывает, заставляя выкинуть из головы фантастичность методов пыток и историческую достоверность, и особенно в прочтении Сергея Бехтерева. Сама читала – никогда бы ничего подобного не прочувствовала, но человек, воистину прекрасно владеющий своим голосом, периодически заставлял сонм мурашек бегать по спине. Во-первых, голос очень приятный, а во-вторых, действительно, чёрт возьми, хорошее прочтение с очень правильными паузами и уместной, реалистичной игрой с интонациями.
#АК_2019 (№16, Эдгар Алан По.)