Рецензия на книгу Знак не сотрется. Судьбы остарбайтеров в письмах, воспоминаниях и устных рассказах от Tatihimikosan
#кр_тема Рыцарь мечей - О концлагерях или Второй мировой войне
«OST оторвется, память сотрется, ты позабудешь меня…»
Сколько уже прочитано о войне, с каких только сторон и какими только глазами не смотрела я на страшные события тех лет. И почему-то совсем не замечала слепого пятна – истории остарбайтеров. Слепое пятно это возникло не случайно – о них не снимают фильмов и практически нет книг, их не упоминают во время празднования 9 мая. В советское время над ними висело подозрение в коллаборационизме, и до сих пор многие дожившие до наших дней чувствуют иррациональное чувство вины. Многие из них молчали и скрывали свое прошлое очень долго, у многих об этой части их жизни не знают даже самые близкие – мужья, дети, внуки. Я очень рада, что случайно наткнулась на эту книгу. Это очень важно - знать не только парадную историю своей страны. Книга получила премию «Просветитель» в 2017 году, на мой взгляд, совершенно заслуженно (обычно я очень скептически отношусь к различным литературным премиям).
Книга представляет из себя сплав из небольшого исторического описания (ситуации в стране в определенный период, небольшие статистические справки), реальных фото, документов, писем, открыток и, самое главное, воспоминаний доживших до наших дней. Сначала меня поразило, что на фото люди относительно хорошо одеты и улыбаются, в письмах практически никогда не жалуются, даже начинали шевелиться подлые мысли в голове, что не так уж им там было плохо. И только перечитав не одно письмо понимаешь, что это люди из совсем другой эпохи, им не то что пожаловаться не приходило в голову (и как позже стало ясно было и запрещено), но они всеми силами старались, чтобы их близкие не переживали о них. Ради постановочных фото старались как можно лучше одеться и как можно лучезарнее улыбаться. Когда нужно было все же сообщить что-то плохое, то писали иносказательно, чтобы не вымарала цензура и не получить наказания (например, писали кормят очень хорошо, как в 33 году). И тогда начинает доходить, насколько мужественными были все эти люди, а ведь многим из них было всего 15-16 лет. Были и совсем молодые, почти дети.
Очень разные люди и очень разным был их опыт. Кто-то из них действительно уехал добровольно на работу в Германию. Многие, даже угнанные насильно, признавались, что почти не верили в победу СССР – они видели только как наша армия бежала, а немцы обещали зарплату и порядок. Но довольно скоро те, кто уехал в первых рядах сообщили иносказательно, что все не так, как обещали пропагандистские немецкие плакаты. Побои за малейшую провинность, очень скудное питание, крошечная зарплата на которую все равно практически ничего нельзя купить (все по талонам), кроме мелочевки вроде ниток и иголок, рабский труд по 10-12 часов. Шокировало и отношение. Тебя стригут, фотографируют с номером, заставляют носить на груди знак OST (если поймают без знака, то наказание может быть вплоть до отправки в концлагерь – типа пытался бежать). Что удивительно, многие действительно пытались бежать. Не зная ни страны, ни языка, и учитывая, что за их поимку платили, попытки эти были обречены.
Работа тоже была очень разная. Кто-то попадал на крупные заводы и шахты (одна из незавидных судеб – самый тяжелый труд, жить приходилось в лагерных бараках, питание тоже там было одно из самых плохих). Кто-то попадал к крестьянам (тут уж все зависело от хозяина – кто-то по-человечески относился, кто-то как к рабочей скотине). Некоторые девушки попадали в няньки или прислуги в семьи среднего класса (тут тоже отношение было разное, но очень много свидетельств о хорошем отношении, так как дети быстро привязывались к своим няням, а неугодную прислугу можно было заменить, так что девушки сдерживали себя, даже если их что-то оскорбляло или унижало, и старались хорошо работать – жалоба хозяина могла привести к отправке в штрафной или даже концлагерь, а хорошая работа и добросовестность нравились немцам и они начинали видеть не грязных дикарей с востока, а людей).
К сожалению, и эта книга повествует не обо всем. В одной из глав было упомянуто о том, что некоторых девушек отправляли в особые лагеря, работать проститутками. Но, как я поняла, составителям не удалось собрать ни одного свидетельства. То ли никто из этих бедняжек просто не дожил до нашего времени (упоминается, что когда девушки «выходили из строя» их просто отправляли в концлагерь). Но более вероятно, что никто просто не решился рассказать об этом. Такая же история была, когда респондентов просили рассказать о случаях насилия – многим было проще рассказать о том, что было с другими, но не о себе, что не удивительно, учитывая отношение в нашей стране к изнасилованным, и то, что многие насильники были вовсе не враги. Это, наверное, было самое тяжелое для девушек – пережить все, с радостью и надеждой ждать прихода наших и потом услышать «немецкая подстилка» или быть изнасилованной. Это же отношение ждало и по прибытии на родину. Многим пришлось переезжать туда, где их никто не знает, чтобы иметь возможность выйти замуж. Многие до конца не рассказывали своим избранникам о том, что были в Германии, а те, кто рассказал горько пожалели (одну из респонденток много лет мучил муж, грозился «сдать» ее органам, рассказать знакомым о ее «вине»).
Я могла бы еще много писать, но лучше пусть будут прочитаны вами голоса свидетелей эпохи. Я считаю, что таких книг должно быть больше, чтобы не было больше никаких слепых пятен. Очень рекомендую.