Рецензия на книгу Искатели ветра от fermalion
Рецензия на все четыре книги цикла.
Можно ли было воздержаться от прочтения этих книг, зная, что они — продолжение великолепного цикла «Хроник Сиалы»?
К сожалению, именно родство с «Сиалой» сыграло с этой тетралогией злую шутку: новый фантастический цикл Пехова банально недотягивает до уровня предшественника.
Проигрыш тут во всем — в манере повествования, в колорите персонажей, а главное, в интересности происходящих событий.
Повествование постоянно «скачет» от первого лица к третьему, причем не всегда сразу понятно, что переход уже произошел, из-за чего нарратив выглядит скомканным и путанным — он то рассказывает о душевных переживаниях героя, то неожиданно переходит к описанию действий каких-то совершенно посторонних людей, которые вовсе необязательно появятся в основной сюжетной линии в ближайшее время.
Что касается сюжета, то к нему скорее подходит слово «похождения», нежели «приключения». Повествование выглядит так: персонажи A и B отправляются в пункт 1. Не дойдя до него они встречают персонажей C и D, сворачивают с дороги и идут в пункт 2. По пути персонаж A выбывает, вместо него появляется персонаж E. Герои доходят до заданного пункта, там к ним присоединяется персонаж F, выбывает C, и все вместе они идут в пункт 3...
Такова большая доля повествования: малообоснованные переходы героев туда-сюда, в процессе которых они кого-то встречают и с кем-то прощаются. Приключения как таковые прослеживаются слабо — гораздо больше внимания уделено именно переходам, за которыми, положа руку на сердце, не так уж и интересно наблюдать.
Персонажей и географических названий много, но все они сваливаются на голову читателя почти одновременно, и потому плохо запоминаются. Да и сами фигуры героев прописаны как-то блекло и бесхарактерно, что не способствует желанию получше их узнать. Что интересно: второстепенные персонажи, появляющиеся к середине тетралогии, прописаны гораздо тоньше и артистичнее, чем двое главных героев, до самого конца остающиеся дубовыми «буратинами» без какой-то душевной организации.
Под конец книга, впрочем, слегка оживает и начинает даже пробуждать интерес. Когда все действующие лица уже запомнились читателю (не потому, что они такие уж харизматичные, а потому, что их имена талдычились нам на протяжении трех предыдущих книг), ориентироваться в происходящем становится проще. Финальные сражения и преследования главных антагонистов уже больше похожи на приключения — тут есть место и коварным интригам, и обманам, и всему прочему, не имеющему отношения к тупым хождениям. С некоторой натяжкой происходящее в последних главах можно даже назвать интересным, но, лопни твоя жаба, стоило ли ради этого читать первые три тома?!
Вообще, за всей этой рассказанной историей (не очень увлекательной, к сожалению) проглядывает неплохой философский подтекст — рассказ о том, например, как один из лютых врагов главных героев смог со временем стать их соратником и отчасти другом; или история магов, бывших вначале «темными» и «светлыми», а в конце ставших «серыми», открывших две стороны одного Дара. Даже Проклятые, в конечном итоге, руководствовались какими-то своими идеалами и стремились создать лучший мир. А вот глава Башни, верховная Мать светлой Искры, оказалась порядочной сволочью и политической крысой.
Вся эта философия — грустная усмешка максимализму и разделению людей на хороших и плохих. Автор показывает, что нет никого безусловно-хорошего или безусловно-плохого, что жизнь — штука непростая и не ограничивающаяся всего двумя цветами, черным и белым.
И за это ему, конечно, спасибо.
Но признаемся себе честно: от фэнтезийного романа мы ждем все же не этого.
Быть может, цикл Ветра и Искр и получился хорошей книгой, но в сравнении с предшественником, с «Хрониками Сиалы» — просто провальной.
Я не буду рекомендовать ее никому, но и отговаривать от прочтения тоже не буду.
Вот так, собака!
Ниже ожидаемого.